ВЫГОДНО ЛИ В РОССИИ ЗАНИМАТЬСЯ АГРОТУРИЗМОМ?

Как направление бизнеса, агротуризм начали развивать в середине прошлого века. Наибольшее распространение он получил в странах южной Европы. На Апеннинском полуострове фермеры ежегодно принимают более 12 миллионов туристов, во Франции — около 7 миллионов человек, в Испании — примерно 6 миллионов отдыхающих, здесь насчитывается порядка 25 тысяч туристических агрообъектов.

По данным Россельхозбанка, в Германии 52% ферм имеют доход от туризма, мастер-классов, изготовления сувениров и т.д. В Италии услуги агротуризма в 2019 году принесли 2,6% от выручки всего сельскохозяйственного сектора.

В России получил распространение термин «сельский туризм». Как поясняет заместитель председателя Кабинета министров Чувашской Республики — министр сельского хозяйства Сергей Артамонов, сельский туризм — это посещение сельской местности для отдыха, приобщения к традиционному укладу жизни, знакомства с деятельностью производителей и участие в сельскохозяйственных работах «с возможностью получения услуг по временному размещению, организации досуга, экскурсионных и иных услуг».

Сегодня Министерство сельского хозяйства России дает возможность получить грант «Агротуризм». Грантовые средства можно реализовать на создание и обустройство объектов размещения туристов, проведение работ по благоустройству территории и другие цели. С помощью гранта предприниматели могут расширить свой бизнес и получить дополнительный доход за счет альтернативного канала сбыта продукции. Как показывает практика, увеличение продаж и выручки за счет сельского туризма актуально, скорее, для малых хозяйств.

По словам Сергея Артамонова, к преимуществам развития сельского и аграрного туризма можно отнести создание рабочих мест для сельского населения, повышение качества жизни на селе, развитие сельской инфраструктуры, поддержку фермерства и альтернативных форм занятости и самозанятости, в числе которых развитие ремесел, привлечение туристов, повышение доходности сельского населения. При развитии агротуризма можно повысить интерес людей к сельскому хозяйству, демонстрируя деревенский быт, производимую продукцию, животных.

Многие городские жители интересуются происхождением натуральных продуктов, какой путь они проходят перед тем, как попасть на полки в магазине. Благодаря плодотворному труду фермеров по развитию туристических и экскурсионных проектов, у простых людей есть возможность познакомиться с отраслью и узнать механизмы производства.

Экскурсии на фермы стали одним из самых популярных направлений агротуризма в России. В первую очередь предприятия используют их для дополнительного продвижения своей продукции и бренда. Покупателям приятнее приобретать товар, зная как именно и кем он произведен.

В апреле Россельхозбанк подвел итоги проекта «День на ферме» — туров, в которых турист может провести один день на ферме и попробовать себя в качестве фермера. Согласно результатам, со старта проекта турпоток увеличился в 10 раз. По мнению экспертов РСХБ, агротуристический поток вырастет более чем на 60% к 2025 году и составит 5 миллионов человек в год.

ПО МАТЕРИАЛАМ MILKNEWS