В. Н. ХЛЫСТУН О ПРОБЛЕМАХ В ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ И ВОЗМОЖНОМ РАЗРЕШЕНИИ

В рамках рабочего совещания на 34 съезде АККОР выступил учёный-экономист, академик РАН, бывший вице-премьер и министр сельского хозяйства РФ Виктор Николаевич Хлыстун. 

"Давайте попытаемся сформулировать все основные проблемы, которые в земельной сфере существуют. При этом я вам хочу сказать, что иллюминировать проблемы только сельскохозяйственного землепользования из общей проблемы земельных отношений невозможно, - сказал он. - Это очень тесно связано. Поэтому мы должны решать земельную проблему в целом, но делая упор прежде всего на интересы агропромышленного комплекса".

"С этой точки зрения давайте посмотрим, как выглядит сегодня ситуация. Прежде всего, это некая аморфность системы управления. Посмотрите, кто сегодня отвечает за состояние земли. Кто сегодня обладает всем необходимым набором функций и полномочий, чтобы осуществлять активное влияние на процессы распределения, использования и охраны земли? 

Сегодня, если мы посмотрим на срезе муниципального района, мы увидим, что здесь и Росимущество, и Росреестр, и Минсельхоз, и Минприроды, и так далее. И каждый пытается со своей точки зрения посмотреть на единую проблему. А если особенно посмотреть контроль государственный, посмотрите, сколько органов сегодня ведет государственный контроль. Казалось бы. Есть Россельхознадзор, который должен заниматься сельхозземлями". 

В.Н. Хлыстун также добавил: "Реально мы видим картину, когда раз за разом контролеры от отдельных структур приезжают в одно и то же хозяйство. Не могу не сказать о том, что мы не завершили земельную реформу, потому что на сегодняшний день не установлено более 50% границ территорий субъектов Российской Федерации, муниципальных районов. Не разграничивали земли на частном праве – государственные и муниципальные. Если не установлены границы, если не занесены сведения в государственный реестр, то означает, что эти права являются очень зыбкими.

Еще один момент, посмотрите, почти 60% до сегодняшнего дня земельных участков на всех категориях земли не поставлены на кадастровый учет. А что это значит? Значит, они не зарегистрированы должным образом. Когда-то в начале нулевых годов Минэкономики провозгласило принцип заявительной постановки на кадастровый учет. Хочу – поставлю, хочу – не поставлю. Что мы в результате получили? Реально земельный налог платит менее 30% правообладателей".

Он добавил: "Вот, прикиньте, мы провели сейчас очередной тур кадастровой оценки земли. И сейчас, наверняка, вы все ждете, что произойдет, потому что реальная средняя стоимость кадастровая существенно повысилась по результатам последней оценки. И хотя налог на земли сельскохозяйственные относительно невысок, 0,3%, но, тем не менее, это набегает в очень большие суммы. Возникает вопрос, а что нам делать? Или увеличивать налоги, потому что местные бюджеты подпитывают эти земельные налоги. Или расширять налогооблагаемую базу. Не правильнее ли поставить на кадастровый учет абсолютно все земельные участки всех категорий земли, обязать своевременно выплачивать налоги. И по нашим расчетам сегодня местные бюджеты только земельного налога, плюс налога на другие объекты недвижимости, недополучают около одного триллиона рублей. Представляете, около одного триллиона рублей местные бюджеты недополучают. Это деньги, которые могли бы быть направлены на развитие инфраструктуры, необходимой для развития сельского хозяйства, на поддержание сельских населенных мест".