ЧЕЛЯБИНСКИЕ ПЧЕЛОВОДЫ СТРЕМЯТСЯ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ СООБЩА

С 1 марта этого года вступили в силу новые ветеринарные правила, определившие требования по содержанию пчел, по ограничению использования ветпрепаратов во время медосбора. Также с 29 июня 2021 года вступил в силу федеральный закон «О пчеловодстве в РФ», в котором особое внимание уделено защите пчел от отравления пестицидами и агрохимикатами, сохранению племенной продукции.

Теперь аграрии обязаны сообщать пчеловодам сроки и способы проведения химобработки полей. А с 1 января 2022 года также требуется соответствие производства меда новому регламенту — ГОСТу, в котором прописаны правила органического пчеловодства.

Производство меда на Южном Урале растет. По данным Челябинскстата, если в 2016 году его производство составляло 181 тонну, то в 2021-м уже 218 тонн. Причем большая его часть, 208 тонн, приходится на личные подсобные хозяйства. Из 17 409 пчелосемей 16 630 содержат частники личных подворий, остальные в сельхозпредприятиях и фермерских хозяйствах. Требования к пчеловодам растут, но пока они имеют право лишь на грантовую поддержку государства по открытию «сладкого бизнеса», а субсидии не предусмотрены. Они обращаются в Минсельхоз РФ с просьбой восполнить этот пробел. Но для этого пчеловоды должны легализоваться: оформить статус фермера либо самозанятого, платить налоги.

Что же касается новых требований по качеству, в минсельхозе пояснили, что в «правильном» меде должно быть не менее 60 % фруктозы и сахарозы, не более 20 % воды. Не менее важно знать, с каких цветов собран нектар. Это и позволяет узнать «пыльцевой анализ» с помощью микроскопа.
По мнению пчеловодов и экспертов, проект органического пчеловодства пока вряд ли осуществим, слишком это «затратная тема», и мало кто на это соглашается. Впрочем, мед с разнотравья горных лугов выгодно отличается от обычного полевого, это отменный, экологически чистый продукт. А защититься от сельхозхимии, которой обрабатывают поля, очень непросто, нужно еще убедить аграриев вовремя предупреждать пчеловодов об этой угрозе. С другой стороны, и сами пасечники, не говоря о любителях бодяжить, лечат пчел антибиотиками, что сказывается на качестве меда. Как защититься от фальсификата под видом отборного целебного продукта?

Все эти проблемы решались бы гораздо проще, если бы пчеловоды действовали сообща, как, например, фермеры, давно создавшие общероссийскую ассоциацию АККОР, — считает фермер, председатель правления общественной организации «Пчеловоды Южного Урала» Олег Коптелов. — Несколько лет назад мы в виде эксперимента решили открыть пчеловодческий кооператив в Ашинском районе, близ станции Кропачево. Планировали на горных лугах сеять и медоносы, и лечебные травы. Уже договорились и с местными властями, те пообещали всяческую поддержку, но возникли проблемы с финансами, оформлением земли, другие накладки. В итоге пока не получилось.

Правда, год назад создали Союз пчеловодов России, и Олег Коптелов ездил на учредительный съезд, высказал свои предложения. Но многие по-прежнему сами по себе, и, по словам пасечников, продвигать их идеи очень непросто. Многие проблемы, в том числе с экспортом меда, нужно решать  сегодня. Ведь по прогнозам, к 2025 году суммарный экспорт меда российскими производителями может быть увеличен еще на 1500 тонн. Кроме Китая и Беларуси планируется наращивать поставки в Казахстан и Монголию. При этом прогнозируется, что к 2025 году экспорт российского меда может увеличиться до 5,5 тысячи тонн, и 15 % его будет органическим.