НА ВОСТОЧНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ФОРУМЕ АРГУМЕНТИРОВАННО РАССКАЗАЛИ О ТОМ, ПОЧЕМУ ФЕРМЕРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫ

Руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов на сессии «Малый бизнес – большая сила» на полях Восточного экономического форума во Владивостоке рассказал о том, почему фермеры будут все успешнее конкурировать с крупными компаниями, сообщает ОТВ. «На стороне крупных компаний есть три огромных преимущества: эффект масштаба (способность производить массовый продукт по низкой цене) физическая доступность их продукции и удобство покупки.  В большинстве случаев холдинги могут обеспечить население дешевыми продуктами через крупные федеральные сети. Но без фермеров не обойтись по ряду причин», - отметил в начале выступления Андрей Дальнов.

Фермеры обеспечивают рост занятости и развитие сельских территорий. Они предохраняют продовольственный рынок от монополизации и укрепляют продовольственную безопасность через диверсификацию и локализацию цепочек поставок. Фермеры создают высокую добавленную стоимость, обеспечивая продовольственный рынок (включая рестораны) разнообразными продуктами и вкусами.

«Но, быть может, самое главное преимущество фермеров – это персонализация сбытовой цепочки. Покупая у фермера (или в семейном кафе), мы получаем не только сам продукт, но удовольствие и теплоту от общения с людьми, которые увлечены и получают удовольствие от своего дела», - продолжил он.

При развитии крупных холдингов фермеры сохранили позиции там, где эффект масштаба не имел принципиального значения или не был однозначно на стороне холдинга. Например, при производстве ряда продуктов пропашного растениеводства эффективность достигается небольшим количеством техники и рабочих рук. И если логистика обеспечивается сторонней компанией (например, при экспорте) фермер успешно конкурирует с холдингом.

В среднем по России фермеры делят доли в производстве ряда пропашных культур – пшеницы, сои, кукурузы, рапса – практически поровну. В ДФО ситуация схожая, но в отдельных случаях у фермеров – в производстве кукурузы, гречихи, рапса – наблюдаются еще и очень быстрые темпы роста – более 20% ежегодно. А вот производство овощей закрытого грунта – это капиталоёмкое производство, где доля крупных хозяйств, как правило, высока. В ДФО сложная логистика не позволяет строить гигантские теплицы (до 100 га), и фермерам удается сохранять заметную долю в производстве (около четверти всего объема овощей закрытого грунта). Аналогичная ситуация наблюдается и в животноводстве.

На внутреннем рынке фермер должен стараться выйти на конечного потребителя (создать b2c канал продаж). С развитием e-commerce и online-агрегаторов заказов у фермера появляются новые мощные инструменты и союзники. 

 

При подготовке материала использованы данный сайта телеканала www.otvprim.tv