ОЛЕСЯ КОВАЛЕНКО, НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ - ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ НАГРУЗКЕ НА МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ НА СЕЛЕ

Глава КФХ «Олимп» из Новосибирской области - Коваленко Олеся Юрьевна выступила на 33 съезде АККОР и выразила позицию относительно ряда проблемных вопросов.

"Хозяйство наше создано в 1992 году моим отцом, Юрием Ивановичем Шелудяковым, заслуженным фермером Российской Федерации. С 2020 года я продолжаю дело отца и руковожу хозяйством.

Жители сел, создающие фермерские хозяйства и ведущие личные подсобные хозяйства, имеют ведущую роль в сохранении деревень, но они из года в год сталкиваются с возрастающим объемом административных барьеров. Требования, предъявляемые к реализации произведенной продукции и системой электронной сертификации, полностью закрыли личным подсобным хозяйствам выход на потребителя и открыли возможность торговым сетям безнаказанно продавать морковку по 150 рублей за килограмм, это ведь легко, когда у тебя нет конкуренции.

Особо остро стоит вопрос доступа мелкого бизнеса к земельным ресурсам. Крупному бизнесу нужны все большие территории и земли. И, конечно, их проще забрать у тех, кто их обрабатывает. Имея больший административный ресурс, они ищут слабые места, ошибки в какой-то уже старой документации, способы давления на людей и забирают земли фермеров. У нас в области не одно хозяйство так уничтожено, и это не какой-то абстрактный пример. Сегодня и наше хозяйство столкнулось с этой проблемой, и уже мы услышали в свой адрес, что тягаться ресурсами нам не под силу. А ведь, и правда, не под силу. Мы оказались беззащитными. У нас нет миллиардов на счетах и группы юристов для своей защиты. Покупая дорогую технику, никто нам не может гарантировать, что через пару лет нам будет, где на ней работать. А мы ведь просто хотим работать на земле, мы хотим давать рабочие места, мы хотим платить налоги.

Рассматривая актуальные проблемы фермерства, нельзя не сказать о вопросах обеспеченности удобрениями, о новых правилах работы с пестицидами. Мы, как представители малых форм хозяйствования, столкнулись с тем, что требования к нам применяют наравне с холдингами. Хотя в вопросах той же господдержки мы не на равных. Я имею в виду ту непомерную административную нагрузку, которая ложится на плечи малых форм хозяйствования. На сегодняшний день каждый фермер должен работать в следующих системах: «Цербер», «Меркурий», «Сатурн», «Зерно». Часть этих систем уже действует, а часть находится в тестовом режиме и в ближайшее время станет обязательными. Наибольшие опасения в краткосрочной перспективе вызывает система ФГИС «Зерно», доступ к которой планируется открыть для сельхозтоваропроизводителей с 1 марта 2022 года, а с 1 сентября она уже станет обязательной для внесения данных о зерне при приемке, отгрузке, перевозке и реализации зерна.

Кроме того, система ФГИС «Зерно» предусматривает ежедневное внесение данных по весу зерна в разрезе культур, полей и мест хранения. Хочется отметить, что на данный момент уже существует работающая в стране система, включающая предоставление отчетности, посева, уборки урожая, декларирования продукции. Новая система не отменяет старые требования к отчетности и декларированию, но создает трудности с оперативной реализацией зерна. Данная система к тому же это новый административный барьер для входа в бизнес малых форм. Новые фермерские хозяйства в данных условиях просто не будут возникать вовсе, а уже существующие мелкие хозяйства будут вынуждены закрываться.

И в заключение хотелось бы поднять еще один насущный вопрос, это вопрос господдержки. Господдержка для нас сегодня это неопределенность и непредсказуемость. Условия меняются очень часто, и порой кардинально. Фермеры не могут планировать досрочно. К примеру, в текущем году Министерство сельского хозяйства ввело конкурсную процедуру отбора получателей субсидий по всем без исключения направлениям господдержки. То есть теперь все документы мы должны представлять в строго установленные сроки без возможности откорректировать, исправить ошибки или подать повторно. Теперь даже одна не поставленная запятая будет означать потерю возможности получить господдержку. В результате этих изменений господдержка теперь стала доступной только тем, кто имеет в своем хозяйстве финансово-экономическую службу с высококвалифицированным штатом сотрудников. А мелкие предприятия, где фермер и производитель, и бухгалтер, и юрист в одном лице, рискуют остаться без господдержки, а это повлечет за собой уход из бизнеса малых форм.

В наше время, когда информация меняется настолько стремительно, уже не поможет записаться на прием к специалисту Минсельхоза для разъяснений, а специалисты районных управлений просто не справляются с этим, у них недостаточно времени и возможностей. Для того, чтобы это предотвратить, сегодня просто необходимо создать для мелких хозяйств информационно-консультационные центры, где можно будет получить ответы на вопросы господдержки, финансовые, юридические, производственные вопросы в онлайн режиме непосредственно в момент обращения".