ВЛАДИМИР ПЛОТНИКОВ, ПРЕЗИДЕНТ АККОР: «АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА ДОЛЖНА РАБОТАТЬ НА ДОХОДНОСТЬ»

16–17 февраля 2022 года в мэрии Москвы состоится ХХХIII съезд Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России. В нем примут участие главы фермерских хозяйств и руководители кооперативных объединений из 70 регионов России, представители федеральных и региональных органов власти, научного сообщества. Съезд пройдет в очном формате с соблюдением санитарных норм и требований.

По традиции в канун главного аграрного форума первый заместитель председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам, федеральный координатор партпроекта "Российское село", президент АККОР Владимир Плотников дал интервью газете “Сельская жизнь”.

 

– Владимир Николаевич, с каким настроением в это непростое время встречаете съезд?

– Настроение бодрое. Фермеры – народ боевой, привыкший во всем полагаться на себя и не склоняться перед трудностями. Прошлый год подтвердил основные тренды последних 10–15 лет.

Первое. Каждый год растут посевные площади и доля МФХ в производстве зерновых. Сейчас посевные площади страны – порядка 80 млн га. Более 60% – у малых предпринимателей. Фермерские хозяйства засеяли в прошлом году 25,3 млн га.

С 2013 года малые формы хозяйствования дают больше половины всего урожая зерна и продолжают увеличивать свою долю. Это устойчивая динамика. В 2020 году произвели 56,8% всего российского зерна. Фермерские хозяйства в 2021 году дали 30,3% всего урожая зерна, 36% всего российского подсолнечника.

Второе. Продолжается рост поголовья КРС и коров. В целом по стране оно снижается. Рост только в секторе МФХ. В результате поменялось соотношение. У крупных и средних сельхозорганизаций коров меньше, чем у малых.

В 2020 году в крупных и средних СХО было 28% коров, у малых – 31%. А если учесть ЛПХ, то из каждых четырех коров только одна приходится на крупные и средние СХО.

Наиболее быстрые темпы роста поголовья демонстрируют фермеры.

В 2019–2021 гг. в КФХ прирост КРС – 127 тыс. голов. Прирост по коровам – 50 тыс. При этом в СХО за тот же период снижение по КРС – 131 тыс. голов, по коровам – минус 48 тыс.

А по поголовью овец динамика еще более наглядна. В крупных и средних СХО осталось 7% поголовья, у малых – больше 46%. А с учетом ЛПХ – 93%.

Третье. Увеличивается доля МФХ в общем объеме валовой аграрной продукции в рублях.

В 2013 году сектор произвел больше 20%, а сейчас – более 30%. Это без ЛПХ. А с учетом ЛПХ это будет 56,5%.

Малые сельхозтоваропроизводители увеличивают производство продукции и в физических объемах, и в денежном выражении.

– Несколько лет назад довелось побывать на малой родине – в Кикнурском районе Кировской области. В деревне Пелеснур увидел: в одном конце стоят покосившиеся избы, в другом, на вершине, – новострой сельских предпринимателей из кирпичных домов, возле которых в прудах запущены караси. Заговорили о новых “кулаках”, о расслоении села.

– Старая песня, сочиненная диванными философами. Да, на селе выросло новое сословие крепких хозяев земли. Но еще Сократ сказал: кто хочет действовать – тот ищет возможности, кто не хочет – причины. Фермеры за время существования прошли в буквальном смысле через огонь – их усадьбы поджигали, а, случалось, порой в них стреляли. Выжили самые крепкие хозяйства, на которых держится в основном российское село. Сельские предприниматели распахивают заросшие бурьяном пашни, строят фермы, создают рабочие места, поддерживают в порядке дороги, ремонтируют мосты, школы…

Кто не знает, напомню – ныне малые формы хозяйствования включают: крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, малые и микропредприятия. Еще конкретнее: малое – не более 100 работников и до 800 млн рублей выручки; микро – не более 15 работников и выручка до 120 млн рублей.

А вот данные Всероссийской сельхозпереписи 2016 года: на одно микропредприятие в среднем приходилось семь постоянных работников. Фактически это на 100% – те же фермерские хозяйства. Малое предприятие – в среднем 39 работников. Добрая их половина – те же фермеры.

Важный резерв – это личные подсобные хозяйства. Сегодня в ЛПХ более 12 млн га земли. Здесь производится 35% всего молока, 52% мяса КРС, 50% овощей, 65% картофеля, 18% яиц и т.д. Но прежде всего ЛПХ – опора деревни, ее самый многочисленный класс, здесь, как говорится, самый народный народ.

В последние годы в ЛПХ происходят серьезные изменения. Уходит в ЛПХ часть фермеров, в первую очередь небольшие животноводческие хозяйства. Здесь нет проверок и ревизий, не нужно подавать отчетность, легче с налогами и т.д.

Растет доля крупных ЛПХ. Они производят товарную продукцию, используют наемный труд, хорошо оснащены техникой, обрабатывают значительные участки земли. И при этом остаются в теневом секторе.

Очевидно, что перемены в ЛПХ назрели. Но действовать надо цивилизованным путем. Главное - беспрекословное соблюдение принципа добровольности.

Не тащить крестьян в бизнесмены и предприниматели – они не хотят этого – а терпеливо выращивать фермера. Помогать развитию производства. Большую роль в этом могут сыграть так называемые “опорные фермеры”.

– А в каких регионах фермерский сектор наиболее развит?

– Прежде всего, это Краснодарский край, Брянская область, Татарстан, Саха-Якутия, Новгородская область.

В прошлом году кубанские фермеры произвели продукции почти на 123 млрд рублей. Они ежегодно в числе лидеров по производству зерна молока, овощей, другой продукции. Краснодарская АККОР – одна из самых крупных и авторитетных в стране.

Брянские фермеры известны далеко за пределами своей области отменным картофелем, овощами.

Татарстан стал своего рода испытательной площадкой фермерского движения России. Здесь накоплен уникальный опыт развития семейных животноводческих ферм, взаимодействия малых форм хозяйствования с крупными аграрными предприятиями.

Крупнейший фермерский регион – Саха (Якутия). Только за прошлый год здесь вновь создано более 470 новых хозяйств, Динамично растут объемы фермерского производства.

Новгородская область имеет богатый опыт развития кооперации. В регионе успешно действует первый в стране кооперативный центр распределения и первичной обработки овощной продукции. Она производится фермерскими хозяйствами – членами кооператива, ЛПХ, проходит предпродажную подготовку и направляется на реализацию в областной центр и другие города.

За минувший год в Волгоградской области открылись 6 новых сельхозкооперативов, их количество в регионе увеличилось до 93. Помимо этого, в 2021 году зарегистрированы еще 329 ИП в аграрном секторе – теперь в сумме их численность составляет 4,5 тыс.

На самом деле регионов, где достойно представлены фермеры, больше – они есть по всей стране – на юге, в Центральной России, на Урале, в Сибири.

– Какие проблемы будут подниматься на съезде, какие задачи считаете самыми актуальными?

– Главное – это повышение доходности наших хозяйств. Вся аграрная политика, вся господдержка должна работать на доходность.

Доходность – это расширение производства, а значит – новые рабочие места. Увеличение доходности – это повышение зарплат, которые, считаю, у жителей села должны быть выше, чем в городе. Доходность – это обновление сельхозтехники, использование качественного семенного материала, внедрение новых технологий и т.д.

Дополнительные доходы позволяют заниматься социальными вопросами, развитием сельских территорий. Участвовать в строительстве ФАПов и храмов, помогать в ремонте и оборудовании школ, спортивных объектов, клубов и т.д.

Все завязано на доходности. Взять ценообразование. Посмотрите, как обострился этот вопрос в прошлом году. Подорожало буквально все: минеральные удобрения и средства защиты, техника и запчасти, металл и стройматериалы, ГСМ, транспортные услуги, газ и электроэнергия. А это – дополнительные издержки.

Да, сельхозпроизводителю государство старается помочь. Скажем, ограничен экспорт минеральных удобрений. Из последних важных и, главное, своевременных мер – запрет на экспорт аммиачной селитры.

Но есть и решения очень болезненные. С июля действует плавающая экспортная пошлина на зерновые. До 100 долларов за каждую вывозимую тонну пшеницы. В результате очень сильно теряет производитель. Потому что главная зерновая культура, которая давала основные доходы, становится низкорентабельной. Аграрники говорят: придется сокращать площади под пшеницей и заменять ее на другие более выгодные культуры. Надо пересмотреть размеры этой пошлины или вообще убрать ее.

Или тема строительства фермером дома на своем участке. Было специальное поручение Президента В.В. Путина (еще на историческом Тамбовском съезде) дать возможность крестьянину построить дом на своих сельхозугодьях (негоже ему сжигать сотни литров горючки при поездках на поля). Фермеры тогда всколыхнулись, обрадовались поддержке сверху. Много лет эту тему обсуждали со всех сторон в комитетах Госдумы, Совета Федерации, в Минсельхозе. Приняли наконец-то закон. Но сейчас регионы начинают запрещать такое строительство – чуть ли не на половине своих территорий. Кого может устроить такой подход?

С этого года начала действовать новая госпрограмма эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения. Важная, нужная программа, ведь в Центральной России не обрабатывается до 50% пашни. На кого должна быть направлена программа – на заинтересованного человека. А это, прежде всего, фермер, местный житель, кто здесь хочет жить и работать. Тогда дело пойдет.

Очень важно вернуть профориентацию и трудовое воспитание в сельские школы. В аграрных вузах должны быть разработаны специальные курсы по ведению малого бизнеса на селе. Необходимо ввести в профильных средних и высших учебных заведениях специальность “фермер”. При этом, особый акцент должен быть сделан на практические занятия.

Нужно развивать грантовые программы, которые на сегодняшний день себя очень хорошо зарекомендовали. Например, стоит подумать над возможностью субсидирования фермерских хозяйств в зависимости от создания новых рабочих мест.

– Бывая на съездах АККОР знаю, делегаты задают много неудобных вопросов руководителям отрасли. Среди них часто звучат претензии фермеров к процедуре сдачи отчетности для грантов. Она сильно забюрокрачена, требуется несколько комплектов заверенных документов в бумажном виде. Можно ли оптимизировать этот процесс?

– Фермеры – люди от земли и задают те вопросы, которые действительно актуальны и важны. Такой “прямой диалог” полезен всем сторонам. И мы благодарны Министерству сельского хозяйства, Россельхозбанку, Росагролизингу за поддержку и совместную конструктивную работу. Мы в одной упряжке.

Что касается административных барьеров. В январе премьер-министр Михаил Владимирович Мишустин во время общения с предпринимателями в рамках всероссийского форума семейного бизнеса “Успешная семья – успешная Россия!” так ответил: “Мы сейчас внесли в Думу изменения в закон о развитии сельского хозяйства, как раз для таких вариантов, для получения господдержки, чтобы использовать как можно меньшее количество отчетности”.

По его словам, теперь не нужно будет каждый раз заполнять огромное количество форм. Фактически будет одна форма отчетности. Бюрократия должна быть сведена к минимуму, и в первую очередь будет новая информационная цифровая система, которую разрабатывает Минсельхоз РФ. Идея будет воплощена в формате суперсервиса, это позволит перевести все необходимые процедуры в электронный вид. Система позволит и мониторинг, и аналитику практически видеть онлайн.

– Владимир Николаевич, все чаще раздается требование: привязать господдержку к объемам производства.

– Полностью с этим согласен. Должна быть прямая зависимость: больше производишь – больше поддержка от государства. Если выйдем на эти показатели, значительно увеличим объемы производства в стране.

Больше половины сельхозпродукции производят малые предприниматели. И господдержку надо перераспределить соответственно. В Народной программе “Единой России” так и записано: “перераспределение мер господдержки сельхозпроизводителей с крупных на небольшие хозяйства и фермеров”. Иначе нельзя. Мы готовы вместе с нашим Министерством сельского хозяйства, вместе с “Единой Россией” предметно работать над этим вопросом.

Малые формы хозяйствования – важнейший ресурс продовольственного обеспечения России.

Вопросы задавал
Александр РЫБАКОВ.

 

Источник:

https://www.sgazeta.ru/page25636158.html