ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ

Органическим принципам ведения сельского хозяйства в 2022 году исполняется 100 лет. За рубежом эта сфера получила законодательное подкрепление уже несколько десятилетий назад, а в России первые органические производители появились в лишь  2007 году, раньше закона, вступившего в силу в 2020 году и появившегося как результат такого бурного развития сектора.

Пандемия коронавируса неожиданно дала толчок развитию органического сектора сельского хозяйства, пишет информационный партнер АККОР - агропромышленный портал АГРОXXI. За эти два года мир по-другому взглянул на питание в принципе: мы осели дома, чаще готовим сами, в итоге – обращаем внимание, из чего и что мы готовим. В итоге даже те страны, где развитие органики шло неторопливо, прибавили в потреблении органических продуктов. В Великобритании, например, рост продаж органики составлял 3% в год, а теперь – 20%. В Германии рост уровня потребления органики в 2020 году подскочил с 1 млрд евро в год до 3 млрд евро.

Россия не осталась в стороне. Так, в 2020 году рост продаж органики в России был существенным - на 16-18%. У людей меняются приоритеты. Стоит отметить, что развитие органики в России идет довольно активно: к моменту появления в 2020 году российского закона об органике у нас уже было выдано 8 российских сертификатов, подтверждающих органическое производство, и 82 международных.

Тенденция роста продолжается. Европейские страны взяли на себя еще больше обязательств по экологии и питанию. Сейчас под органическое сельское хозяйство в среднем используется 7-8% сельхозземли в Европе, а к 2030 году планируется отдать под органику не менее 25% земли. А значит, не менее 25% должны будут потреблять органику. Интересно, что к этому тренду на четверть органических земель примкнула Япония, уровень потребления органики там заложен выше – до 40% потребителей.

Да, сдерживающие факторы есть, это в том числе мифологемы о сути органики. Одно из стереотипных мнений об органике - ее считают маркетинговым ходом. Но это не так. Есть четкие международные документы FAO (Кодекс Алиментариус) и IFOAM (базовые стандарты COROS), которые формулируют правила, определяющие работу этого сектора сельхозпроизводства. Местные законодательства в отношении органического сектора создаются на основании этих международных стандартов. Есть целая система контролирующих организаций, которые отслеживают прохождение органической продукции от поля до прилавка. В органике введен ряд ограничений, делающих невозможным вредное воздействие различных химических веществ на растения, животных и на человека как потребителя продукции. Каждый производитель органики соблюдает эти правила. И органическая продукция, представленная на магазинных полках, не может содержать вредных веществ – тех, которые встречаются в лжеорганических продуктах. По этим правилам работает уже 3 млн производителей в мире, по данным справочника FiBL 2021 года. И только такие производители могут признаваться органическими.

Вторая сложность - люди вообще мало знают об органике, да еще и недобросовестные производители сбивают потребителей с толку, позиционируя свои продукты как органику и вводя покупателя в заблуждение. Правила органического производства отслеживаются на государственном уровне. Совет ЕС и аккредитационные органы в Европе следят за этим с точки зрения законодательства, а на тех, кто производит фальсифицированную лжеорганическую продукцию, накладывают санкции, штрафы. В прошлом году, например, в США несколько производителей-обманщиков были посажены в тюрьму за выпуск на рынок фальшивой органической продукции.

В России тоже заведено уже несколько дел, которые дошли до суда, например, в Мордовии, в Подмосковье – предприниматели выпускали ложную органическую продукцию – яйца, овощи, водку - незаконно маркируя обычный товар как органический. Роспотребнадзор сейчас имеет право штрафовать таких недобросовестных производителей по Административному кодексу РФ - статьи «Обман потребителя» и «Неправомерная маркировка». Причем штрафы накладываются как на производителей, и немалые, до 500 тысяч рублей, так и на торговые сети.

Есть также мнение о том, что органические продукты дороги. Да, они недешевы, но если несколько лет назад в Германии органика и обычная продукция отличались по цене в 2 раза, то сейчас разница составляет от 15 до 30% - и это уже не пугает потребителя. Органические производители сейчас стараются подтянуться к этим показателям. Национальный органический союз провел исследование по ряду ключевых продуктов, выставленных в торговых сетях, выяснилось, что разница в цене между органической и обычной молочной продукцией составляет от 30 до 50 процентов, по мясу – от 40 до 60 процентов. Это не столь большая разница.

И это не продукт «для богатых». И в Европе, и в России основные потребители органики – это люди, которые имеют средний доход. Причем самый главный потребитель органических продуктов - ребенок. Так что 40 процентов потребителей органики во всем мире - это семьи с детьми со средним доходом. Второй основной сегмент покупателей органики, как ранее отмечалось, - приверженцы ЗОЖ, это 30% покупателей органики в мире. Еще 15% – те, кто по состоянию здоровья может питаться только органикой. И только 6-7% покупателей органики составляют люди с высокими доходами. Так что, как видим, органические продукты становятся доступны массовому потребителю.

Пока в России органический сектор занимает небольшой объем. Чуть больше 1% россиян питаются органикой, с Европой не сравнить: там один человек тратит примерно 700-100 евро в год на органические продукты. А в России человек тратит в разы меньше: около 1,3 евро в год. При этом в России сейчас 160 органических производителей, из которых 105 официально зарегистрированы в реестре Минсельхоза РФ, а остальные 55 производителей имеют зарубежные сертификаты. Для сравнения, в маленькой Литве - 2500 производителей, во Франции – 50 тысяч, в Италии - 70 тысяч производителей. России есть к чему стремиться, к тому же это вполне перспективный рынок.
Источник