МИНПРОМТОРГ ОТВЕТИЛ НА ВОПРОСЫ ФЕРМЕРОВ: РОСТ ЦЕН НА СЕЛЬХОЗТЕХНИКУ И ОТСРОЧКА УТИЛИЗАЦИОННОГО СБОРА, УПРОЩЕНИЕ НЕСТАЦИОНАРНОЙ ТОРГОВЛИ ДЛЯ ФЕРМЕРОВ, ПОДДЕРЖКА МЕСТНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ВОПРОСЫ СБЫТА

В конце декабря в Государственной Думе прошел «правительственный час» с участием Дениса Мантурова. Министр промышленности и торговли РФ представил информацию о задачах развития отечественной промышленности и производства в современных социально-экономических условиях.

Публикуем официальные ответы ведомства на вопросы, которые поступали от руководителей региональных Ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) и фермеров.

 

ВОПРОС:

Цена на сельскохозяйственную технику выросла на 30%. Это связано с ростом цен на металл более чем в 2 раза. При этом еще планируется введение утилизационного сбора на сельхозтехнику, что также приведет к ее удорожанию, о чем уже сейчас предупреждают дилеры заводов-изготовителей.

Как министерство смотрит на то, чтобы отложить вопрос введения утилизационного сбора на сельскохозяйственную технику как фактора дополнительного повышения цены?

ОТВЕТ:

Утилизационный сбор уплачивается в отношении самоходной сельскохозяйственной техники с 2016 года, при этом в отношении техники, производство которой отсутствует на территории Российской Федерации, утилизационный сбор не уплачивается.

С момента введения утилизационного сбора коэффициенты его расчета не индексировались, решение по их увеличению Правительством Российской Федерации до настоящего времени не принято.

Отмечаем, что утилизационный сбор не оказывает влияние на формирование цены сельскохозяйственной техники российского производства за счет государственной поддержки предприятий в рамках «блока промышленных субсидий».

Рост цен в 2017-2021 годах на российскую сельскохозяйственную технику ежегодно происходил в пределах индекса цен производителей в соответствии с базовыми вариантами Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

При этом с целью увеличения доступности техники российского производства для потребителей Минпромторгом России реализуется программа субсидирования скидок на сельскохозяйственную технику по постановлению Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1432.

В 2021 году федеральным бюджетом на реализацию мероприятия предусмотрено 10 млрд руб. По состоянию на 1 декабря 2021 г. предприятиям выплачены субсидии на сумму 9,5 млрд руб., что позволило реализовать со скидкой порядка 22,2 тыс. единиц сельскохозяйственной техники и оборудования.

На 2022-2024 годы на реализацию постановления № 1432 федеральным бюджетом предусмотрено по 10 млрд руб. ежегодно.

 

***

 

ВОПРОС:

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 № 208-р органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется упростить процедуру предоставления мест для нестационарной торговли для фермеров.

Что министерство планирует предпринять для выделения мест под нестационарную торговлю в местах повышенной проходимости для малых форм хозяйствования на бесплатной основе или с предоставлением льготы?

ОТВЕТ:

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЭ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 381-ФЭ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют следующие полномочия:

реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации;

разработка и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области

государственного регулирования торговой деятельности;

установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта Российской Федерации;

проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЭ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, органы государственной власти субъектов наделены полномочиями по развитию торговой инфраструктуры, в том числе по содействию в получении юридическими и физическими лицами необходимого количества мест размещения нестационарных торговых объектов.

В целях стимулирования развития малых форматов торговли, в том числе нестационарных торговых объектов, было принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 г. № 208-р.

В соответствии с распоряжением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления поручено принять конкретные меры по увеличению количества малых форматов торговли.

Вместе с тем с целью совершенствования правового регулирования нестационарной и развозной торговли Минпромторгом России был разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - законопроект).

Законопроектом, в частности, предлагается выделить мобильные торговые объекты (автомагазины, автолавки и другие) в отдельную категорию; закрепить в федеральном законодательстве варианты и общие принципы юридического оформления права на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов;

закрепить принцип «меняется место - сохраняется бизнес», позволяющий гарантировать предоставление компенсационных мест и сохранение бизнеса,

если место размещения нестационарного или мобильного торгового объекта

требуется для государственных или муниципальных нужд.

Кроме того, законопроект предусматривает определение прозрачных правил предоставления мест для нестационарных и мобильных торговых объектов, в том числе компенсационных мест, а также долгосрочный характер (5-7 лет) договоров на размещение с правом продления их действия с добросовестными хозяйствующими субъектами без торгов.

Законопроект письмом Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2018 г. № 9975п-П13 внесен в Государственную Думу. В настоящее время ожидается рассмотрение законопроекта в первом чтении.

В настоящее время Министерство осуществляет методическую поддержку регионам и муниципалитетам по исполнению Распоряжения № 208-р. Проводится регулярный мониторинг ситуации с изданием региональными и местными органами власти актов, направленных на расширение малых форматов торговли, в том числе мест для торговли гражданами продукции своих подсобных хозяйств.

На площадке Министерства производится обмен лучшими практиками и опытом развития малой торговли на уровне регионов и муниципалитетов.

В результате региональные и местные органы имеют возможность использовать в своей практике уже зарекомендовавшие себя решения.

 

***

 

ВОПРОС:

Как министерство смотрит на то, чтобы закрепить за региональными и местными производителями не менее 30% полок в сетевых магазинах?

Продукцию этих производителей предлагаем поставлять напрямую в магазины, а не через распределительные центры. Это поможет увеличить число производителей и снизить цены. Особенно это касается сезонных овощей и фруктов.

Если говорить о сути предлагаемой идеи, то такая мера негативно отразится как на экономике в целом, так и на самих производителях. Распределение производительных сил по территории страны весьма неравномерно, ряд регионов, в основном южных, являются «житницей» всей страны. Как быть, например, с реализацией предлагаемой идеи в таких субъектах федерации, как Москва и Санкт-Петербург, где собственное сельское хозяйство и производство продуктов питания по понятным причинам не вполне развиты. То же относится к северным регионам.

В то же время в регионах с мощным производством продуктов питания их производится существенно больше того, что потребляется на местном рынке,

и это производство нацелено на сбыт в других регионах и на экспорт. Поэтому квотирование на полке мест для местных производителей приведет к серьезнейшему дисбалансу на продовольственном рынке, что, безусловно, отразится негативно на экономике страны и на продовольственной безопасности.

Но есть ещё серьезные противоречия с конституционным принципом единства экономического пространства России.

В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Обязанность торговой сети по включению в ассортимент продаваемых товаров региональных товаров не соответствует принципам свободы перемещения товаров и свободы экономической деятельности.

Указанная инициатива может рассматриваться как нарушение принципа самостоятельности выбора хозяйствующего субъекта при осуществлении торговой деятельности, понуждение торговых сетей к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными производителями и поставщиками, установление для торговых сетей ограничений выбора поставщиков товаров, а также создание дискриминационных условий в отношении производителей и поставщиков.

При работе с крупными торговыми сетями малые товаропроизводители сталкиваются с рядом проблем, так как по объективным причинам не могут выполнять требования сетей по большим объемам поставок товаров, стабильному графику, определенному качеству, в упаковке, с доставкой. Это специфика работы с торговыми сетями.

Крупные товаропроизводители преимущественно сотрудничают с федеральными и региональными торговыми сетями. Для малых товаропроизводителей более естественными каналами сбыта являются несетевые магазины, нестационарные торговые объекты, развозная торговля, розничные рынки, ярмарки, поскольку они являются гарантированными и стабильными каналами сбыта.

В связи с чем Минпромторг России разработал проекты федеральных законов, направленные на упрощение порядка организации рынков и осуществления на рынках торговой деятельности.

Также в целях расширения возможностей сбыта продукции отечественных производителей Правительством Российской Федерации было принято распоряжение от 30 января 2021 г. № 208-р.