УТВЕРЖДЕНА КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОПТОВЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ

В России утверждена концепция развития оптовых продовольственных рынков. Ее реализация поможет сформировать эффективную систему оптовой торговли товарами АПК.

Председатель правительства России Михаил Мишустин утвердил концепцию развития системы оптовых продовольственных рынков (ОПР). Как указывается в сообщении на сайте кабмина, в России начнется формирование целостной системы ОПР, объединяющих в себе весь спектр услуг по приемке, фасовке и реализации продукции.

В правительстве констатируют, что на сегодняшний день в стране «отсутствует специальное регулирование ОПР, нет утвержденной терминологии в этой сфере, а инфраструктура действующих ОПР крайне ограничена и не отвечает существующим запросам», и «принятие концепции позволит частично устранить эти недочеты».

«Документ определяет оптовый продовольственный рынок как предприятие, которое предоставляет конкурирующим между собой оптовикам торговые места, оборудование и различные услуги. В их числе, например, погрузочно-разгрузочные работы, охрана товаров, санитарная обработка помещений, уборка территорий, информационное и рекламное обеспечение, а также услуги связи», — отмечается в сообщении. При этом уточняется, что на площадках ОПР возможна и розничная торговля, однако ее рекомендуется вести в обособленной зоне.

«Чтобы обеспечить контроль за безопасностью продовольствия, предлагается законодательно зафиксировать требование о размещении на территории ОПР ветеринарно-санитарных лабораторий. При этом сами рынки, как указано в концепции, должны тяготеть к центрам потребления продукции, прежде всего — к крупным агломерациям и городам», — подчеркнули в кабмине.

В документе также сформулированы ключевые задачи в сфере развития ОПР. Во-первых, это совершенствование правового регулирования. Во-вторых, улучшение инфраструктуры. В-третьих, государственная поддержка оптовых площадок. Конкретные шаги по решению этих задач будут представлены в специальном плане мероприятий. Его поручено подготовить Минпромторгу в шестимесячный срок.

Правительство уверено, что «реализация концепции поможет сформировать в России эффективную систему оптовой торговли продовольственными товарами». Это, в свою очередь, «упростит доступ сельхозпроизводителей к прямым каналам сбыта, снизит их издержки, а значит, и цены на продукты».

Вице-президент ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР)  Ольга Башмачникова сказала «Агроинвестору», что любой дополнительный инструмент, который помогает выйти на рынок — это положительное явление. «Таким образом, расширяется линейка возможностей. За рубежом ОПР давно функционируют, туда выходят сельскохозяйственные кооперативы, объединяющие фермеров и оптовые рынки. Они являются эффективной площадкой для сбыта, особенно по овощам. Как ОПР будут развиваться у нас в стране покажет время. Нужно посмотреть, сколько таких рынков будет работать, какова будет инфраструктура, логистика, условия», — сказала вице-президент АККОР.

Эксперт также считает, что количество ОПР в нашей стране должно быть увеличено. «Мы все знаем работу оптово- розничного рынка "Фуд Сити". Расценки там  достаточно высокие, но спрос все равно есть. Чем больше оптовых и оптово-розничных рынков будет существовать в различных регионах, тем более выгодными для сельхозпроизводителей буду условия -  конкуренция снижает цены», — сказала эксперт.

Башмачникова отметила, что сельское хозяйство в России многоукладное: есть крупные сельхозорганизации, малые предприятия, фермерские хозяйства, личные подворья. У каждой категории свои рынки сбыта и проблемы.  «Что касается фермерских хозяйств, им сложно реализовать продукцию в торговых сетях. Кооперативам проще выстроить систему взаимодействия с торговлей, — комментирует эксперт. — Сейчас для фермеров увеличивается количество региональных ярмарок с льготными или бесплатными условиям участия, развивается система маркетплейсов и интернет-торговли, упрощаются условия для создания нестационарной торговли. Есть регионы, где данные форматы развиваются ускоренными темпами, где-то они практически не ощутимы. Но развитие каналов сбыта постепенно идет».

Ольга Башмачникова привела в пример торговую сеть «Магнит», которая сейчас устанавливает новые правила для малых хозяйств. Так, в некоторых регионах возможны поставки продукции без общей системы оптово-распределительных центров (ОРЦ) — напрямую от фермера в конкретный магазин сети. «Если эта технология распространится по всем регионам и на другие торговые сети, это во многом снимет барьеры во взаимодействии фермеров с торговыми сетями», — заключила эксперт.