КАК ВЫРАСТИТЬ ЦИФРОВОГО ФЕРМЕРА

 Власти раз за разом предпринимают попытки наладить фермерскую торговлю в регионах России. Очередная сделана в Дагестане. Кристина Романовская, генеральный директор ООО «ПХ «Лазаревское» объясняет, почему они обречены на неудачу и зачем изучать индийский опыт. 

Создание «свободных» от перекупщиков рынков, «только для фермеров», эта идея стара как мир. Эти попытки добиться справедливости идут как минимум всю новейшую, постсоветскую историю, и никогда не приводили к желаемому эффекту. Сами фермеры действительно приезжали и приезжают на ярмарки со своими продуктами, но вот ярмарка закончилась, и все возвращаются на свои места, фермеры на фермы, продавцы за прилавки. На очередную попытку бы и вовсе не стоило обращать внимание (о, да, и холодильники, очевидно, только членам фермерского профсоюза), если бы не декларируемая последнее время теория всеобщей цифровизации.
Мне неоднократно задавали вопрос о цифровизации агробизнеса, потому что мы действительно внедряем современные технологии у себя на хозяйстве, и действительно эти технологии приводят и к оптимизации, и экономии, и большей эффективности. Но прилагательное «цифровой», ничего не объясняя, само нуждается в объяснении. Когда говорят про цифровой бизнес, имеют в виду цифровизацию или автоматизацию бизнес-процессов. А вот прототип цифрового бизнеса, как это ни парадоксально, может быть создан в махачкалинском агропарке. Правда, сдается мне, устроители об этом даже не подозревают.

Наибольших успехов в этом деле достигли индийцы, но там речь не идет о цифровизации, а, скорее, о «платформизации». Им удалось на одной платформе создать фермерскую эко-систему. Не выходя с фермы, можно размещать свои предложения, получать заказы; подключаются логистические компании, с фермы ты практически не выходишь, твоя задача – сделать так, чтоб продукт к назначенному часу был готов. Работает on-demand экономика - модель, которая предполагает не продажу товаров и услуг, а получение доступа к ним именно в тот момент, когда это нужно. Исчезает проблема поиска поставщиков, перевозчиков, логистики и всего остального.
Идея – объединить всех фермеров на одной платформе и связать их с потребителями. Главный урок: нельзя полагаться на то, что фермеры все сделают сами.
Мир переходит на платформенный бизнес, просто дело в том, что современные платформы – цифровые. Если удается использовать платформенный сетевой эффект – результаты получаются сногсшибательные. Цифровизация имеет две стороны: технологии и рынок. Если технология не меняет рынок, это не цифровизация, а такая же схема, что была раньше, когда научные достижения внедрялись в производства. Это может быть химия, так появились удобрения и пестициды, а может быть информатика.
Для создания платформы нужна концепция и бизнес-модель под нее, затем – пошаговая стратегия. Если платформа делается двусторонней, там появляются производители и потребители. Если односторонней – производители, замкнутые в некий круг. Это система, которая напрямую объединяет фермеров с рыночными агентами и покупателями. Фермеры быстро узнают о ценах на ближайших рынках, определяют наиболее выгодные для себя места торговли, используют эти данные, чтобы заключить сделку.

Индийцы шли так: сперва – средства связи, давшие основную информацию о рынке, и этой связью потребовалось обеспечить хозяйства. Затем – создание системы изменения отношений между фермерами и мандисами (локальными рынками). Нужно было промониторить все мандисы, от морковки и цветной капусты до бобов и томатов. Некоторые агенты сами искали информацию, некоторые нанимали местных жителей, чтобы те получали ее и передавали на платформу.

Нужны были данные от фермеров, где они находятся, что сажают, какие ожидают урожаи и т.д. Собрать ее – тяжелейшая задача, учитывая, что участники процесса в основном малограмотны и не имели никакого желания участвовать в этой затее.

Сарафанное радио не помогло. Использовать местных глав – тоже не получилось. Но в итоге удалось создать свою собственную сеть сборщиков информации, полевых агентов, анкетировавших фермеров. И получились базы данных, давших полное понимание местных рынков. А вокруг них удалось объединить всех мелких фермеров.

Цифровизация – это про рынок. А не про базар, пусть и с бесплатными холодильниками.
Бизнес-модель не свернута внутрь фирмы, а вывернута наружу. Мы пытаемся цифровизировать отдельные предприятия, а суть в том, что предприятие как таковое исчезает. Нет колхозов, компаний, а есть сети, которые контролируются провайдерами, операторами, спонсорами, инвесторами, владельцами этих сетей. Надо уметь делиться, договариваться, ведь наиболее успешные платформы – не односторонние.
Нужно использовать модель «ищи себе подобных». Собрать данные, кто еще в регионе делает то же, что и ты. Затем разместить их на своей платформе, не жадничать, сразу начинать продавать не только свое, но и чужое. Если есть номенклатура – создать несколько рынков. Дело в том, что конкуренция и коллаборация друг другу не противоречат. Если удастся создать платформу бренда «свинина из Тульской области», новые участники эту платформу уже не обойдут.
Проблема в диком разрыве между «микро» и «макро»: многие создают свои собственные сайты, пытаясь торговать своей продукцией, но все равно вынуждены размещаться на маркетплейсах. И все замыкается на торговые сети. Цепочки до конца не налажены, а перепутать их нельзя, и если обозначить конечных продавцов – всех, торгующих продуктами, в которых есть наше, производителей, фермеров «участие», тогда может получиться что-то стоящее. Ведь мы за эти продукты отвечаем.

https://marketmedia.ru/media-content/kak-vyrastit-tsifrovogo-fermera/?ut...