ТУЛЬСКИЕ ФЕРМЕРЫ: С КАЖДЫМ ГОДОМ ВСЕ СЛОЖНЕЕ ПОЛУЧИТЬ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ

Доклад индивидуального предпринимателя - главы КФХ Тульской области Евгения Подшибякина на XXXII Съезде АККОР в Москве 17 февраля, который занимается производством сельхозпродукции уже 15 лет.

- Для фермеров 2020 год стал временем очередных испытаний, изменений и ограничений. Весенний полевой период пришёлся на начало пандемии. Но ни одно хозяйство в нашем регионе, ни на день, не остановило свою работу.

Есть движение вперед, есть и много нерешенных проблем.

Из года в год фермеры наращивают производство своей продукции, а рентабельность снижается, особенно небольших и узко специализированных хозяйств (с площадью 100-200 га), занимающихся производством картофеля, овощей для внутреннего рынка потребления. Затраты на производство сельхозпродукции растут высокими темпами.

Что же увеличивает затраты фермеров?

В 2020 году выросли цены на товарно-материальные ресурсы, необходимые для производства:

  • На семена на 15%
  • На средства защиты растений: отечественные на 10-15 %; импортные на 20-25 %,
  • Дизельное топливо достигло 47,20 руб. за литр
  • Тарифы на электроэнергию выросли до уровня 9,5 руб. за 1кВт
  • Цены на минеральные удобрения уже в начале текущего года выросли на 15%
  • Растут цены на другие ресурсы необходимые фермерам для производства.

В это же время рост цен на продукцию, выращенную фермерскими хозяйствами (особенно на овощную), значительно отстаёт от роста затрат на её производство (исключением можно считать зерновой рынок в прошедшем 2020 году).

Низкие цены на такую продукцию, как картофель и овощи, являются причиной роста убыточности и неплатежеспобности фермерских хозяйств.

А если к этому добавить и то, что многие фермерские хозяйства работают без НДС (ТМР закупают с НДС) это ещё минус 10 % от цены на продукцию.

В связи с этим считаем необходимым в период весенне-осенних полевых работ стабилизировать рост цен на материально-технические ресурсы для фермерских хозяйств либо компенсировать их рост в виде государственной поддержки. Кроме того, просим снизить тариф на электроэнергию для КФХ до уровня сельского населения.

Государственная поддержка

С каждым годом фермерам всё сложнее получить государственную поддержку в виде субсидий на возмещение части понесенных затрат при производстве своей продукции в связи с тем, что постоянно ужесточаются правила для получения этой поддержки.

Приведу небольшой пример. В моём Воловском районе Тульской области работают 55 фермеров. Получателями государственной поддержки в разный период являлись:

в 2018 году – 33 фермера; в 2019 году – 21 фермер; в 2020 году – 15 фермеров

И такая тенденция снижения количества получателей государственной поддержки во всём регионе, говорит о том, что имеются системные не решённые вопросы. Так, необходимо предоставлять большой объём документов, подтверждающих затраты на производство, разного вида расчеты, справки и реестры. При этом существуют затраты, которые Минсельхоз не принимает к расчету (Авансовые отчеты на ТМР, ГСМ, купленные за наличный расчет в магазинах и АЗС).

В нашем регионе для получения государственной поддержки сельхозпроизводителям, Министерство сельского хозяйства рассматривает новые требования, которые касаются предоставления только зарегистрированных в Росреестре договоров аренды на земельные участки (при этом исключая договора заключенные между Арендодателем и Арендатором в простой письменной форме менее, чем на год). А также использование только семян, входящих в государственный реестр и районированных в данном регионе. Хотя наука и селекция развиваются быстрее, чем бюрократическая машина по регистрации достижений. Что лишает фермера в полном объёме пользоваться этими передовыми технологиями.

Наши предложения:

  • Утвердить минимально необходимый список предоставляемых документов, для получения госудаственной поддержки в виде субсидий.
  • Предоставить возможность фермерским хозяйствам получать субсидии на возмещение затрат при выращивании продукции на землях, находящихся в краткосрочной аренде без регистрации в Росреестре.
  • Закрепить на федеральном уровне условия предоставления субсидий фермерским хозяйствам на объём реализованной или выращенной продукции
  • Предоставить возможность фермерским хозяйствам получать государственную поддержку при использовании семян для выращивания сельхозпродукции, которые прошли все испытания и  готовятся к включению в госреестр.
  • Развивать альтернативную (социально-направленную) государственную торговую сеть.

Льготные кредиты

Также значимой проблемой остается обеспеченность КФХ льготными кредитными ресурсами. Для решения этой задачи видим целесообразность утверждения кредитными организациями минимально необходимого комплекта документов, который был бы понятен и прост для заемщика. Важно обозначать конкретные сроки рассмотрения заявок. Предлагаем увеличить до 2 лет срок погашения краткосрочных кредитов с компенсацией процентной ставки. Так как многие фермерские хозяйства являются «селообразующими» организациями, считаем справедливым предусмотреть для них особые условия при их льготном кредитовании.

В 2020 году кредитными организациями был запущен проект «Сельская ипотека». Считаем, что для жителей села и переселенцев необходимо снизить первоначальный взнос на ипотеку и разрешить строительство жилья хозяйственным способом.

Земельный вопрос

Один из главных вопросов - это вопрос по земле, которая является основой для работы в сельском хозяйстве.В последнее время участились случаи злоупотребления правом третьими лицами на получение в собственность или в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. А именно: после опубликования уполномоченным органом власти извещения о предоставлении земельного участка для осуществления КФХ его деятельности на основании заявления гражданина или КФХ, лица формально зарегистрированные, как индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность КФХ подают заявления о намерении участвовать в аукционе. Такие заявления от мнимых КФХ поступают из других регионов России, как правило, значительно удаленных от Тульской области или КФХ, подконтрольных крупным сельхозтоваропроизводителем.

Поскольку после поступления подобного фиктивного заявления, участок должен быть предоставлен через аукцион, в котором могут принимать участие не только КФХ из других регионов, но и крупные сельскохозяйственные организации, с которыми КФХ конкурировать не в состоянии.

Такие противоправные действия приводят к тому, что механизм льготного получения фермерами земельного участка, территориально расположенного в близи его хозяйства по сути, не работает.

В связи с этим, считаем необходимым рассмотреть вопрос внесения изменений в нормативные акты Российской Федерации, регламентирующие порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для сельскохозяйственного производства (в частности, в ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации), которые установят право подачи таких заявлений только для КФХ, зарегистрированных в регионе по месту нахождения предоставляемого земельного участка, и этот вопрос, как и выделения государственных грантов рассматривался комиссией региона, члены которой достоверно имеют представление о данных претендентах на земельный участок.