МНЕНИЯ. НУЖЕН ЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЕСТИЦИДОВ И АГРОХИМИКАТОВ

В фермерском сообществе АККОР продолжается обсуждение проекта  Федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» в части совершенствования государственного контроля.

Мнения лидеров фермерских организаций в регионах разделились.

«Союз крестьян» Рязанской области выразил отрицательную позицию относительно данного законопроекта. Его председатель Владимир Мимоглядов высказывает опасение, что в рамках дополнительных полномочий Россельхознадзор будет запрашивать у малых форм хозяйствования излишнюю документацию. Кроме того, надзорное ведомство получит право посещать производственные помещения и земельные участки субъектов предпринимательства, что в свою очередь может парализовать деятельность хозяйств, особенно в период сезонно-полевых работ.

В свою очередь, Союз фермеров Алтайского края в лице исполнительного директора Александра Вайса сообщил, что большое количество фермеров региона пострадали из-за некачественных химических препаратов, ущерб исчисляется десятками миллионов, при этом поставщики не понесли никакого наказания. Поэтому законопроект, ограничивающий поставку некачественных пестицидов и химикатов, нужен. «Должен быть государственный контроль в пунктах ввоза химии и ее реализации. В этой области давно необходимо навести порядок. В страну бесконтрольно завозится огромное количество химии непонятного происхождения. В результате и природа портится, и фермеры убытки несут», - отметил Александр Вайс.

Председатель СКК Кузбаса Александр Лебедиков заявил, что с контрафактом бороться необходимо. По его словам, никто не несет ответственность за качество гербицидов, которые предлагают фермерам. А у них, в свою очередь, нет лаборатории, где можно проверить действующее вещество.

Позицию крымских фермеров представил председатель правления Союза фермеров, кооперативов, ЛПХ и субъектов сельского зеленого туризма Крыма Юрий Комов. Он подчеркнул, что опасения фермеров касаются увеличения контрольной нагрузки надзорных органов и, как следствие, увеличения административного наказания в виде штрафов. «Однако, большинство претензий и предложений к рассматриваемому законопроекту выходят собственно за его рамки. Это вопрос плановых и внеплановых проверок. И если первые регулируются 248 Федеральным Законом и здесь все понятно, то формулировки по внеплановым проверкам нечеткие. В связи с этим предлагаем включить уточняющий пункт именно в обсуждаемый законопроект. В частности, необходимо прописать, что субъекты малого предпринимательства должны уведомляться о внеплановых проверках со стороны надзорных органов за 5 рабочих дней до даты их проведения», - сообщил Юрий Комов.

Председатель АККОР Ростовской области Александр Родин отметил, что, учитывая остроту проблемы административных барьеров и штрафов, целесообразно рассмотреть вопрос о передаче части функций саморегулируемым организациям. По его мнению, именно это позволит снизить административную нагрузку с предпринимателей.

Предложения Алексанра Родина поддержал председатель Совета АККОР Александр Шипулин. «Должна существовать   предупредительная система, и это нужно предусмотреть в федеральном законодательстве. Что касается штрафов – этот вопрос должен отдаваться на откуп саморегулируемой организации. Важно проводить работу именно в этом направлении», - отметил он. Председатель Совета АККОР убежден, что законопроект является важным, так как блокирует попадание на территорию России некачественных пестицидов и удобрений.

Председатель правления АККОР Тульской области Виктор Кириенко также озвучил позицию фермерского сообщества региона. По его словам, идея подготовки законопроекта понятна – в прошлом году в ряде регионов была зафиксирована массовая гибель пчел из-за несвоевременного оповещения пчеловодов о предстоящих обработках полей. Принятие законопроекта и предусматриваемых им подзаконных актов позволит обеспечить соблюдение установленных регламентов и правил применения пестицидов и удобрений, исключить негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду. «Однако возникшие в связи с этим дополнительные полномочия государственных органов, в частности Россельхознадзора, могут лечь непосильной ношей на субъекты малого предпринимательства, в том числе на крестьянские (фермерские) хозяйства. Так, проверки производственных помещений и земельных участков в период проведения сезонных полевых работ могут парализовать деятельность фермеров», - сказал он.

В этой связи законопроект целесообразно доработать: учесть размеры хозяйств и разработать требования Россельхознадзора в части безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами для субъектов малых форм хозяйствования. Также он отметил необходимость изменения идеологии контроля предпринимательской деятельности и расширение поля деятельности для саморегулируемых организаций.

Президент Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана Камияр Байтемиров считает, что проверка химических препаратов должна осуществляться одним из подразделений Россельхознадзора на границе. Это предусмотрено в законопроекте. Кроме того, если препараты производятся внутри страны, то выдавать сертификаты должна только государственная компания. Именно эти действия исключают попадание на территорию страны некачественной продукции. «При наличии сертификата государственного образца ответственность за некачественные препараты в этом случае несет государство, а не предприниматель, который вынужден приобретать то, что есть на рынке», - подчеркнул он.

В настоящее время на законопроект № 1035698-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» в части  совершения государственного контроля (надзора) поступают заключения  органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Внесение предложений по поправкам со стороны общественных организаций возможно на этапе подготовки законопроекта ко второму чтению.