"БИЗНЕС-ПЛАН ЭТО ОДНО, А ЖИЗНЬ - СОВСЕМ ДРУГОЕ"

В начале июля в Новосибирской области прошёл очередной конкурс на получение фермерских грантов: «Начинающий фермер», «Семейная животноводческая ферма» и новый грант для новичков сельскохозяйственного бизнеса -- «Агростартап». 24 победителя конкурса получат гранты на общую сумму 167 миллионов рублей.

С какими проблемами сталкиваются начинающие фермеры после получения заветных «подъёмных»? Что следует изменить в регламенте проведения конкурса чтобы процесс выделения и освоения средств был более понятным, прозрачным, эффективным? А главное – как в этом процессе должно участвовать само местное фермерское сообщество, и региональная фермерская организация прежде всего?

Об этом «Председатель» поговорил с генеральным директором Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Новосибирской области Аллой ХМЕЛЁВОЙ:

- Алла Сергеевна, ежегодно грантовый конкурс в НСО выпускает в «большую жизнь» более 20 новых фермерских хозяйств. Дальнейшая их судьба складывается, прямо скажем, по-разному. АККОН помогает многим начинающим фермерам готовиться к конкурсу, старается следить за их работой. Какие основные проблемы возникают у этих фермеров на стадии реализации их проектов?

- Наш мониторинг уже не первый год показывает, что больше всего фермеры жалуются на неизменность плана расходов, который они представляют на конкурс. Получив грант, человек окунается в реальную работу по обустройству хозяйства, и понимает, что ситуация изменилась: ему, например, нужна уже совсем другая техника, оборудование, поголовье. Меняются и цены на ресурсы, что, естественно, должно корректировать и смету хозяйства. Но менять план по условиям гранта запрещено! И фермер «тащит» этот ненужный уже план, покупает ненужные ему вещи, иногда доплачивая за это свои деньги, залезая в кредиты (!). Малейший «шаг влево, шаг вправо» -- получай уведомление о возврате гранта. Что, разумеется, не способствует успешной реализации проекта.

Вот, например, НДС – настоящая головная боль для грантополучателей. Продавцы техники, стройматериалов, оборудования, скота работают с НДС, и «внезапно», только при подписании соглашения, фермер выясняет, что софинансирование гранта совсем другое, доля фермера во всех расходах увеличивается на 20 процентов. Но уже поздно – план нужно выполнять. И зачастую грант вместо поддержки становится «чемоданом без ручки», который и нести тяжело, и бросить нельзя.

Любой бизнес и особенно сельскохозяйственный! – это живой процесс, который не может идти только «по бумаге». И мы считаем, что фермер обязательно должен иметь возможность оперативно поменять свой план расходов, по согласованию с региональным минсельхозом. Вот это, пожалуй, самый актуальный вопрос, который следует решить.

- То есть, принудительный возврат гранта, что, увы, случается довольно часто - это не всегда «недисциплинированность» и «безответственность» фермера?

- В большинстве случаев – нет, дело не в этом. Хотя, конечно, сам конкурс тоже не является абсолютно идеальной процедурой, и люди приходят разные. В том числе и те, кто не понимает ответственности за казённые средства, не понимает, в какую сферу он попал, насколько она сложна. Ведь сегодня уже нет полноценного собеседования конкурсной комиссии с претендентом. Бизнес-план оценивается по баллам, достаточно формально. Этот принцип резко уменьшил вероятность, скажем так, «личных пристрастий» комиссии и прочих «коррупциогенных факторов», сделал решения более объективными – но одновременно сделал процедуру более формальной.

Мало оценивается сам человек, его реальная готовность, квалификация, мотивация к этому бизнесу. Без ложной скромности скажу, что претенденты, которых консультировал АККОН, обычно оказываются наиболее готовыми к дальнейшей работе, возврат грантов у «наших» фермеров – минимален.

Ещё одно пожелание к региональному минсельхозу – увеличить сроки проведения самого конкурса. Условия и пакеты документов на все три вида грантов публикуются за десять дней до заседания конкурсной комиссии. И если вдруг вносятся какие-то изменения по сравнению с прошлым годом (а они вносятся практически всегда), то времени изменить или собрать новые документы остаётся очень мало. Зачастую именно сроки «отсекают» от конкурса многих достойных претендентов.

- А какова должна быть роль АККОНа в отборе потенциальных грантополучателей?

- Наше мнение совершенно однозначно: в составе конкурсной комиссии, на мой взгляд, должно быть больше фермеров. Не один, как сегодня, хотя он и председатель областной фермерской организации, а представители АККОНа от всех районов области. Ведь местные фермеры знают и обстановку в районе, знают, какие фермерские хозяйства там нужны, наконец, знают людей, которые там живут и работают. И первичный отбор претендентов на гранты должен происходить именно в районах, авторитетные фермеры, члены совета АККОН, обязательно должны иметь голос в этом вопросе. Потому что гранты получают не «бизнес-планы», набравшие больше всего «галочек», а конкретные люди.

- Какие ещё «узкие места» условий конкурса вы бы отметили?

- Есть один важный непроработанный момент в условиях конкурса на грант «Семейная животноводческая ферма». Он касается проектно-сметной документации и разрешения на строительство. План расходов по этому направлению включает, цитирую, «разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации объектов для производства и переработки сельскохозяйственной продукции». То есть, вроде бы аграрий может на средства гранта не только приобрести оборудование, скот, но и заказать проект своей будущей фермы, которой у него пока нет.

Однако, чтобы человека допустили к конкурсу по этому направлению, у него уже должна быть проектно-сметная документация на строительство, положительное заключения госэкспертизы, разрешение на строительство производственного объекта в соответствии с Градостроительным кодексом! И поэтому те фермеры, у кого подготовленного животноводческого помещения ещё нет, и которые бы хотели на средства гранта его спроектировать и построить, остаются за бортом. Вот такой парадокс.

И тратить на разработку проекта, на разрешения на строительство, на землеотвод порядка 400 тысяч рублей собственных средств без гарантии победы в конкурсе фермеру действительно бессмысленно.

Тут ведь есть ещё один момент: законодательно оформленных критериев проектной документации на семейную ферму в Новосибирской области не существует. В некоторых других регионах, например, в Ульяновской области, они приняты местными властями, у нас – пока нет. И если сейчас фермер потратится и закажет проект инженерам в соответствии с федеральными градостроительными и земельными требованиями, то в следующем году он может оказаться неактуальным, потому что уже будут какие-то региональные нормативы. В общем, этот вопрос сегодня «подвис», будем надеяться, что к следующему конкурсу он будет полностью разрешён, с пошаговой инструкцией для претендентов на грант, уже без всяких противоречий. По крайней мере, Минсельхоз НСО твёрдо пообещал это сделать.

Ещё одно, на наш взгляд, излишнее требование к претендентам – полное отсутствие задолженности по налогам и во внебюджетные фонды. Любой аграрий со стажем расскажет вам свою историю какого-нибудь копеечного долга, о котором он знать не знал, и какие проблемы этот долг ему создал. Здесь то же самое: если вдруг у претендента на грант обнаруживается долг хотя бы в 1 рубль – всё, он «пролетает». В этом году была обидная история: фермер ответственно подошёл к конкурсу, идеально подготовил весь пакет документов, отличный бизнес-план, но вдруг обнаружилась какая-то копеечная пеня на задолженность перед налоговой в 20 рублей – и заявка была отклонена «автоматом». Почему бы не установить лимит задолженности, допустим, в тысячу рублей, как это сделано в условиях президентских грантов?

- Как вы относитесь к идее обязательного обучения грантополучателей? Ведь учёба может стать и «курсом молодого бойца» для начинающего фермера, и дополнительным «ситом», отсеивающим случайных людей.

- Идея вполне здравая, но важно делать упор именно на практику. Сейчас в Новосибирской области реализуется интересный пилотный проект «Школа фермера», на образовательной онлайн-платформе Россельхозбанка. Это бесплатный двухмесячный добровольный курс повышения квалификации в растениеводстве и животноводстве для «малых» аграриев, где предпочтение будет отдаваться именно победителям конкурса фермерских грантов. Там предусмотрена и теория, и практическая часть, с посещением передовых хозяйств.

Вообще, в чём больше всего нуждаются начинающие фермеры? Они нуждаются в хорошем наглядном примере успеха. Это станет для них огромной мотивацией к работе. Поэтому, наверное, обязательной частью практического обучения должно стать посещение лучших фермерских хозяйств нашей области, хозяйств членов совета АККОН. Алексей Сальников, Владимир Павленко, Александр Вайс, Алексей Леонидов, Александр Царик, Владимир Немов, -- это действительно элита сибирского фермерства, люди, обладающие бесценным опытом.

Реальная работа на земле и на ферме отличается от «бумажного» бизнес-плана, и нужно, чтобы начинающие фермеры воочию видели, что такое успешное эффективное фермерство, как строится производство, экономика хозяйства. Если начинающий фермер будет иметь опытного наставника, находиться с ним в постоянном контакте, это очень облегчит его первые шаги в сельскохозяйственном бизнесе. Со своей стороны скажу, что наша ассоциация готова к подобным совместным проектам. 

Источник: Журнал "Председатель" №6(100), июль 2020