ЭКСПЕРТЫ: 2020 ГОД БУДЕТ НЕПРОСТЫМ ДЛЯ РАБОТНИКОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Трудности, с которыми столкнулись аграрии из-за коронакризиса, связаны не только с объективными факторами, но еще и с ошибками управления.

Падение курса рубля, карантинные ограничения из-за коронавируса и природные невзгоды ударили по российскому агропромышленному комплексу. Уже ясно, что 2020 год будет очень непростым для работников сельского хозяйства.

По мнению кандидата экономических наук, доцента Финансового университета при правительстве РФ Олега Комолова, от нынешнего кризиса пострадают практически все отрасли российской экономики, в том числе и АПК.

«Складывается неприятная тенденция, когда одновременно сходятся два фактора: падает спрос и растут издержки. Одновременно происходят и стагнация, и инфляция. Обычно случается что-то одно, но когда сходятся оба явления, то наступает стагфляция: самая неприятная ситуация в экономике. Падение спроса уже ощущает и сельское хозяйство. Хотя в этой отрасли производят продукцию с низкой степенью эластичности спроса, но люди начинают отказывать себе даже в продуктах питания, которые они теперь считают излишеством. Одновременно растут издержки у сельхозпроизводителей, потому что, несмотря на заявления об успехах импортозамещения, наше сельское хозяйство сильно зависит от импорта, в том числе техники, удобрений, семенного фонда и т. п.», – рассказал Комолов.

Между тем, цены подросли не только на импорт, но и на отечественное горючее. «Дизельное топливо было больше 45 тыс. рублей за тонну, сейчас – больше 46 тыс. рублей. «Химия» подорожала. Запчасти – дорогие. Какие еще будут цены в этом году, пока не знаем. Но все дорожает, затраты большие», – констатировал президент Союза крестьянских (фермерских) хозяйств Омской области Иван Бригерт.

О тех же проблемах рассказал председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других малых производителей сельхозпродукции Краснодарского края Виктор Сергеев. «На весенне-полевые работы фермеры запаслись дизтопливом еще в декабре. Тогда дизтопливо продавали по 45 рублей за литр. Сейчас же цена на заправках – под 49 рублей. У оптовиков цена, конечно, пониже будет. В нашем регионе приобретать горючее для уборочных работ фермеры начнут уже в конце мая – начале июня. Экономическая ситуация в целом по стране тяжелая, но надеюсь, что именно поэтому скачка цен на дизтопливо не допустят», – предположил Виктор Сергеев.

Нанесли ущерб сельскому хозяйству и карантинные ограничения из-за коронавируса.

«Из-за коронавируса нарушились логистические цепочки перемещения от поля до тарелки. Особенно заметно они прервались между частными производителями и мелкими рынками, потому что последние были закрыты. Нельзя было торговать ни в маске, ни без маски. Некоторые начали переходить на онлайн-торговлю, когда продавец и покупатель заранее договариваются о сделке в интернете. Но на этой волне развелось немалое количество шарлатанов или дилетантов, которые гонят халтуру за большие деньги, сообразив, что на этом можно заработать. С другой стороны, потери тех, кто не смог продать свою продукцию, подчас были некомпенсируемые», – сказал Кандидат экономических наук, доцент МСХА имени Тимирязева Игорь Абакумов.

«Карантин повлиял на исполнение договоренностей производителей ранних овощей с покупателями из других регионов. Но мы развернули свои рынки в Краснодарском крае, сейчас ведем переговоры с торговыми сетями, чтобы через них реализовать выращенный урожай», – рассказал сельхозпроизводитель Виктор Сергеев.

Следующим испытанием для селян может стать прогнозируемая засуха.

«В Краснодарском крае прогнозируется недобор зерновых из-за заморозков в марте. Также пострадали, особенно в предгорных районах, плодовые культуры. В некоторых местах погибло до 70-80%. Теперь наступает засуха, не хватает влаги, это рождает новые опасения. Ассоциация крестьянских хозяйств прорабатывает вопросы с банками, чтобы пролонгировать кредиты на год, защитить хозяйства от банкротств и сохранить рабочие места», – рассказал Виктор Сергеев.

«В Омской области последнюю неделю стояла температура +32…+33 градуса. Можете представить, что это означает в нашем климате. Все горело, земле не хватает влаги, а люди падали в обморок в тракторах. Помощи особо ни от кого не ждем. Но мы ведь работаем не чисто на себя. Пусть мы и частники, но фактически работаем на государство, кормим страну…» – заметил Иван Бригерт.

Источник: РОСБАЛТ