РЕЗОЛЮЦИЯ VII ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ

15  ноября  2019 г., Москва

За последние годы возросло внимание государственных органов Российской Федерации к сельскохозяйственной кооперации и тем задачам по повышению доходности и развитию сельских территорий, которым она служит. В большинстве субъектов Российской Федерации приняты программы развития сельскохозяйственной кооперации, обрело жизнь понятие «региональная кооперативная политика». В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства выделяются гранты на создание материально-технической базы сельскохозяйственных кооперативов. Сельхозкооперация получила своё отражение в Национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и развитие индивидуальной предпринимательской инициативы». Перечень мер государственной поддержки кооперативов существенно расширился.

Однако, несмотря на принимаемые меры по популяризации кооперативных идей в аграрной отрасли, а также меры государственной поддержки, сельскохозяйственная потребительская кооперация пребывает в настоящее время в зачаточном состоянии. Доля сельскохозяйственной продукции, сбываемой через кооперативы, не превышает 3 процентов по молоку и 1 процента по иным видам продукции от совокупной реализации. Роль кооперативов в оказании услуг в таких сферах, как снабжение ресурсами, оказание механизированных услуг, совместный наем специалистов в сфере ветеринарии, зоотехники, агрономии, бухгалтерского учёта, ещё меньше, чем в сфере сбыта. Роль сельскохозяйственных кооперативов в обслуживании агропромышленного комплекса, повышении доходности сельских семей и предпринимателей, как и уровень участия в них сельскохозяйственных товаропроизводителей и личных подсобных хозяйств, по-прежнему остаются незначительными, и не сопоставимы с аналогичными показателями стран с традиционной рыночной экономикой.

Главными причинами неудовлетворительной динамики развития сельскохозяйственной кооперации, по мнению участников Съезда, являются недоступность  кредитных ресурсов, в том числе из-за низкой результативности работы АО «Корпорации «МСП» и АО «МСП Банк», а также рынков сбыта; отсутствие преференций в налоговом регулировании сельскохозяйственных кооперативов; отсутствие системы подготовки кадров менеджеров сельскохозяйственных кооперативов; низкий уровень кооперативной грамотности на всех уровнях общества, взаимное недоверие хозяйствующих субъектов, исключающих объединение ресурсов, координацию деятельности, и ответственность за совместно принятые решения.

Также кооперативное сообщество признаёт недостаточность мер, предпринимаемых региональными органами управления АПК, муниципальными и поселенческими органами местного самоуправления, центрами компетенции для проведении разъяснительной работы среди сельского населения и фермерства, популяризации успешного регионального опыта.

Обсудив проблемы, стоящие на пути развития сельскохозяйственной кооперации, и направления совместных действий государства и кооперативного сообщества по преодолению негативных тенденций и формированию кооперативной инфраструктуры агропромышленного комплекса страны, делегаты Съезда считают, что для развития кооперации должна проводиться планомерная сфокусированная аграрная политика, как на федеральном, так и на региональном уровне, предполагающая снятие всех имеющихся барьеров. В этой связи делегаты съезда рекомендуют:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации в качестве первоочередных мер законодательного регулирования

1.1.  Включить сельскохозяйственную кооперацию в перечень принципов и направлений государственной аграрной политики, предусмотренных Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства".

1.2.  Предусмотреть в Федеральном законе "О развитии сельского хозяйства" в качестве мер государственной аграрной политики предоставление сельскохозяйственным кооперативам налоговых преференций.

1.3.  Предусмотреть в Гражданском кодексе Российской Федерации право сельскохозяйственнх потребительских кооперативов на распределение прибыли, полученной от некоммерческой деятельности (от операций с членами и непосредственно связанных с ними операций).

1.4.  Предусмотреть в Налоговом кодексе Российской Федерации освобождение кооперативных выплат, производимых членам сельскохозяйственных производственных кооперативов, от обложения страховыми взносами.

1.5.  Предусмотреть в Налоговом кодексе Российской Федерации нулевую ставку налога на прибыль,  а также нулевую ставку единого налога по упрощенной системе налогообложения  - в отношении прибыли / дохода, полученной (-ого) сельскохозяйственными потребительскими кооперативами от операций с членами кооператива. 

1.6. Внести изменения в статью 145 Налогового Кодекса и увеличить размер установленной градации по переходу на уплату НДС для плательщиков ЕСХН до 800 млн. рублей.

1.7.  Предусмотреть в Кодексе РФ об административных правонарушениях ответственность за нарушение ряда норм Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации».

1.8.  Внести поправки в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», в которых предусмотреть обязанность торговых сетей обеспечить присутствие на торговых прилавках не менее 30% продукции местных сельхозтоваропроизводителей.

1.9.  Внести изменения в  44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части обеспечения СПоК преференциями при участии в госзакупках с установлением квоты в размере не менее 25%.

1.10. Внести изменения в статьи 39.3, 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в которых предусмотреть передачу без проведения торгов земельных участков в собственность или в аренду сельскохозяйственным кооперативам, образованным в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", под строительство и эксплуатацию кооперативных торговых зданий.

1.11. Внести изменения в законодательство РФ, регулирующее розничную торговлю, поправки, вводящие максимальный срок расчетов по договорам поставки с сельхозтоваропроизводителями и СПоК в 10 дней со дня осуществления поставки.

1.12. Внести изменения в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", а именно в п.4 ст. 213.28 включить пятый абзац следующего содержания:

«обязательство возникло в результате получения займа в сельскохозяйственном кредитном потребительском кооперативе.».

1.13. Выступить с законодательной инициативой по выводу из-под государственного регулирования Банком России  деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.

2. Правительству Российской Федерации

2.1.  Распространить мероприятия Федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» на поддержку хранения и реализации сельскохозяйственной продукции в специализированных потребительских кооперативах и логистических центрах.

2.2.  В целях защиты членов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (далее – СКПК) и самих СКПК как сельских кредиторов:

-  вывести займы, полученные в СКПК, из сферы действия Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а именно - в п.4 ст. 213.28 включить пятый абзац следующего содержания: «обязательство возникло в результате получения займа в сельскохозяйственном кредитном потребительском кооперативе.»;

-  ограничить рекламу услуг по банкротству физических лиц (например, «Спишем долги»);

-  усилить контроль за основаниями возбуждения процедуры банкротства в целях исключения мошенничества (отслеживать получение займов на оплату услуг «банкротоведов»);

-  законодательно защитить права кредиторов – СКПК на основе уникальности права собственности («член кооператива – собственник кооператива»), не допускать списания займов, взятых в СКПК; 

-  законодательно запретить реализацию внесудебной процедуры банкротства членов СКПК; 

-  для финансовых управляющих через их СРО внедрить жесткий стандарт реализации процедуры банкротства физического лица с обязательной оценкой обстоятельств и мотивации конкретной ситуации.

2.3.  В целях сохранения сектора СКПК внести изменения в статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающие пропорциональность размера административного наказания и существенности допущенного нарушения - в связи с наличием объективных обстоятельств, исключающих виновность деяния, исходя из реальных условий работы СКПК (отсутствие стабильного доступа в Интернет, ограниченные технические и кадровые возможности, плохие дороги до райцентра,  отсутствие банковских сервисов и их доступности и т.д.).

2.4. Сохранить государственный надзор со стороны Минсельхоза России за саморегулируемыми организациями ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, отрегулировав порядок его осуществления.                                                  

3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации

3.1.  С участием кооперативных организаций, объединений, научных организаций, представителей кооперативной общественности разработать и представить на утверждение Правительству Российской Федерации Концепцию развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, предусматривающую создание системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, способной противостоять коммерческим структурам на рынках.

3.2.  Организовать в 2020 году ежеквартальное проведение совещаний с участием всех ключевых департаментов Министерства и органов управления АПК субъектов Российской Федерации по вопросам развития сельскохозяйственной кооперации.

3.3.  Организовать обучение сотрудников федерального и региональных органов управления АПК основам деятельности сельскохозяйственной кооперации.

3.4.  Включить вопросы развития сельскохозяйственной кооперации в тематические семинары и совещания, привлекая в качестве спикеров кооперативные организации: организации фермерского и кооперативного самоуправления, ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов и их саморегулируемые организации, действующие кооперативы и их объединения.

3.5.  Пересмотреть требования предоставления грантов в части обязательного срока осуществления деятельности СПоК, увеличив его до 10 лет.

3.6.  Включить в направления использования грантов для создания материально-технической базы сельскохозяйственных кооперативов аренду или строительство розничных кооперативных магазинов и кооперативных рынков.

3.7.  Совместно с Минстроем разработать типовые проекты по строительству кооперативных рынков.

3.8.  Распространить меры грантовой поддержки на разработку проектно-сметной документации бизнес–проекта сельскохозяйственного потребительского кооператива. 

3.9.  Включить СКПК в программы поддержки и развития инфраструктуры для малого бизнеса, в частности - в программы реализации мероприятий Национального проекта по направлению "Малое предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".

3.10. Привести условия по объединению в качестве членов кооператива сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствие Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предоставив такое право всем малым предприятиям.

3.11. На основе предложений, содержащихся в данной Резолюции подготовить с участием кооперативных объединений  проекты законодательных и других нормативных правовых актов и внести их на рассмотрение Правительства Российской Федерации.

4. Министерству экономического развития Российской Федерации

4.1.  Установить для региональных гарантийных организаций целевые задания по количеству предоставленных гарантий по кредитным обязательствам сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

4.2.  Предусмотреть в правилах работы региональных гарантийных организаций предоставление гарантий вновь образованным сельскохозяйственным кооперативам.

4.3.  Отнести гарантии/поручительства Региональных гарантийных организаций, выданные в рамках государственных программ поддержки МСП, к обеспечению I категории качества и внести соответствующие изменения в пункт 6.2. Положения №590-П.

5. АО «Корпорации «МСП» совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации

5.1.  Разработать систему мер по защите правовых, экономических интересов сельскохозяйственных кооперативов.

5.2.  Предусмотреть проведение обучающих мероприятий по вопросам развития сельскохозяйственной кооперации для сотрудников органов государственной власти и управления различных уровней (в сфере экономики, развития малого предпринимательства, труда и занятости, опыта развития малых форм хозяйствования и кооперации на примере успешных региональных практик), а также для служащих местного самоуправления совместно с профильными общественными организациями.

5.3.  Предусмотреть проведение обучающих мероприятий по повышению финансовой и юридической грамотности членов СПоК.

5.4.  Обеспечить меры по улучшению доступа сельскохозяйственных кооперативов к кредитным ресурсам.

5.5.  Перед использованием учебных программ оценивать их на применимость, реалистичность, адекватность поставленным задачам с привлечением независимых экспертов.

6. Банку России:

6.1. Учесть предложения СКПК, направленные в рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и развитие индивидуальной предпринимательской инициативы», в части пропорционального регулирования их деятельности, а именно - в отношении  СКПК последующего уровня и СКПК, количество членов и ассоциированных членов которых не превышает двухсот физических лиц и (или) юридических лиц:

- отменить требование о соблюдении финансовых нормативов ФН2 и ФН3;

- установить периодичность составления и предоставления отчетности в Банк России:

в части документов, содержащих отчет о деятельности СКПК, – не чаще 1 раза в год;

в части отчетности об операциях с денежными средствами – не чаще 1 раза в квартал.

6.2.  Внедрить специализированные тарифы банков на услуги по расчетно-кассовому обслуживанию для СКПК в связи с необходимостью снижения финансовой нагрузки на сельхозтоваропроизводителей - членов СКПК из-за неконтролируемого роста банковских тарифов для СКПК.

6.3.  Устранить неравные условия для кредитных организаций (банков) и СКПК в отношении правил работы с наличными средствами, как одинаковых полноправных участников финансового рынка (неравные условия работы с наличными средствами не только противоречат антимонопольному законодательству РФ, но и блокирует работу СКПК, если будет принято новое указание "О правилах наличных расчетов").

6.4. В целях сохранения сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов амнистировать все СКПК, к которым со стороны ЦБ РФ были применены меры административного воздействия в соответствии со ст. 15.38 КоАП РФ по состоянию на 30.11.2019.

7. Региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления

7.1.  Принять региональные нормативно-правовые акты, способствующие развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации и вовлечению населения сельских территорий посредством создания нового режима налогообложения и по совершенствованию системы закупок.

7.2.   Внести изменения в региональные нормативные правовые акты в сфере градостроительной деятельности, закрепляющие возможность нахождения кооперативных торговых объектов в рамках местных планов землепользования и застройки территорий.

7.3.  Принять нормативные правовые акты, предусматривающие приоритетную передачу сельскохозяйственным кооперативам объектов торговли и торговых площадей, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

7.4.  Включить в средства грантовой поддержки затраты, связанные с оснащением лабораторий производственного контроля качества и безопасности выпускаемой (производимой и перерабатываемой) продукции и проведения государственной ветеринарно-санитарной экспертизы (приобретение оборудования для лабораторного анализа качества сельскохозяйственной продукции).

7.5.  Обеспечить приоритетность участия сельскохозяйственных кооперативов в закупках сельхозпродукции и продовольствия для обеспечения социальных организаций муниципальных образований, а также формирование удобных лотов.

8. Центрам компетенции

8.1. Привлекать к консультационной и разъяснительной работе с малыми формами хозяйствования профильные союзы и ассоциации, объединения сельскохозяйственных кооперативов, ревизионных союзов на договорной основе.

9. Кооперативному сообществу

9.1.  Активизировать деятельность по популяризации движения сельскохозяйственной кооперации, кооперативному просвещению и повышению кооперативной грамотности сельского населения.

9.2.  Кооперативным организациям и объединениям, научным организациям, представителям кооперативной общественности принять активное участие в реализации настоящей резолюции и предусмотренных в ней мероприятий.

9.3.  Инициировать внесение изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", а именно в п.4 ст.213.28 включить пятый абзац следующего содержания: «обязательство возникло в результате получения займа в сельскохозяйственном кредитном потребительском кооперативе.»

9.4. Провести на площадке Общественной палаты РФ круглый стол по обсуждению вопросов деятельности и государственного регулирования Банком России сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.

9.5. Обратиться к депутатам Государственной Думы с просьбой выступить с законодательной инициативой по выводу из-под государственного регулирования Банком России  деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.