ЗАРИСОВКА: О ПРИМЕНЯЕМЫХ МЕРАХ ГОСПОДДЕРЖКИ АПК В ПЕРМСКОМ КРАЕ

Агробизнес в Пермском крае сегодня активно пользуется бюджетными льготами и помощью края. Общая сумма государственной поддержки сельхозпроизводителям региона в этом году выросла на 5% и достигла 2,8 млрд руб., объемы льготного кредитования также измеряются миллиардами рублей. Но у госпомощи и льготных займов есть нюансы: банкам необходима прозрачная финансовая отчетность, которую готовы представлять не все фермеры, а для получения госсубсидий нужно выполнить целевые показатели и собрать объемный пакет документов.

По данным краевого министерства сельского хозяйства и продовольствия, в агропромышленном комплексе региона сегодня работает более 1,4 тыс. предприятий разных форм собственности, в том числе предприятия по переработке молока, мяса, производству круп. Более четверти из них используют различные формы помощи за счет бюджетных средств: за восемь месяцев этого года господдержку получили около 370 сельхозпроизводителей.

Общий объем государственной поддержки представителей агропромышленного комплекса по сравнению с прошлым годом вырос на 5% и достиг 2,8 млрд руб. Примерно треть этой суммы составляют средства федерального бюджета (907,3 млн руб.). «Государственная поддержка направлена на повышение инвестиционной привлекательности отрасли и финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий, на развитие малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной потребительской кооперации в сельской местности», – поясняют в краевом минсельхозе. В ведомстве уточняют, что государственная поддержка предоставляется организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку и реализацию при условии, что в общем доходе аграриев доля дохода от реализации продукции составляет не менее 70% за календарный год.

Бюджетные деньги выделяются по различным направлениям: в их числе погектаровая поддержка, средства на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, на приобретение элитных семян, на возмещение части прямых понесенных затрат на реализацию инвестиционных проектов, на содержание и приобретение племенного скота, на поддержку малых форм хозяйствования на селе и другие. «Погектаровка», например, предоставляется в два этапа: две трети суммы – до начала весенних полевых работ по фиксированной ставке на 1 га посевных площадей, остальное – после завершения сельхозработ с учетом прироста посевных площадей. Аграрии на эти средства могут приобрести горюче-смазочные материалы, семена, средства защиты, минеральные удобрения, запчасти и комплектующие к сельхозтехнике, выплатить зарплату работникам отрасли растениеводства или оплатить электроэнергию. В 2019 году на погектаровую поддержку предусмотрено почти 600 млн руб. (из федерального бюджета – 165,5 млн руб., из краевого – 428,4 млн) – на 43,4 млн руб. больше, чем в прошлом году.

С 2019 года в Пермском крае реализуется также региональный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации». Он нацелен на развитие субъектов малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе. Предполагается, что в результате его реализации вырастут объемы и качество продукции личных подсобных (ЛПХ) и крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), она станет более конкурентоспособной. Общий объем финансирования из федерального и регионального бюджета до 2024 года в рамках проекта может составить 0,5 млрд руб.

В краевом минсельхозе отмечают положительные результаты применяемых мер господдержки. В ведомстве приводят данные статистики: в 2018 году индекс физического объема продукции в сопоставимой оценке составил 105,6% к уровню 2017 года. «Впервые за многие годы Пермский край поднялся на второе место среди субъектов Приволжского федерального округа и на семнадцатую позицию среди регионов Российской Федерации. Производство молока за последние пять лет увеличилось на 7,9% и составило в 2018 году 509,5 тыс. тонн. Эти результаты обусловлены ростом производства продукции растениеводства и животноводства», – заявляют в министерстве.

У самих сельхозпроизводителей неоднозначное отношение к государственной помощи. «Меры господдержки, которые сегодня реализуются в крае, разнообразны – и «погектаровка», и субсидии на элитное семеноводство, и другие виды помощи. Но члены нашей ассоциации сталкиваются с тем, что для получения субсидий приходится собирать слишком объемные пакеты документов, а сами деньги в этом году, например, поступают несвоевременно. Хотя обычно мы получаем их до посевной кампании», – отмечает председатель ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Пермского края (АККОР) Дмитрий Сальников.

Кроме того, практически все виды субсидий предусматривают, что фермеры выполняют ряд целевых показателей. Но иногда, добавляет господин Сальников, возникают объективные обстоятельства, форс-мажор, который не позволяет достичь этих показателей. В этом году, по его словам, это режим ЧС, который был введен в территориях края в связи с погодными условиями и очень дождливым летом. «Мы несем значительные потери, потому что не смогли выехать на поля, в итоге 30–40% зерна осталось лежать неубранным. И такое положение дел наблюдается по всему краю. Но в региональном минсельхозе нам только пообещали не применять санкции за невыполнение целевых показателей. Хотя, на наш взгляд, в подобной ситуации было бы логично оказать финансовую поддержку и возместить сельхозпроизводителям понесенные потери. Например, за счет перераспределения бюджетных средств, которые были предусмотрены на инвестиционное направление, если таковые остались», – считает председатель АККОР. По его мнению, это даст фермерам возможность хорошо подготовиться к следующей посевной. «Такая практика применяется в других регионах, например в соседних Татарстане и Башкирии», – добавляет Дмитрий Сальников.

Заемные средства – еще один важный ресурс для развития АПК в регионе, которым активно пользуются сельхозпредприятия. По федеральной программе льготного кредитования, запущенной с 1 января 2017 года, сельхозпроизводители, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, могут получить в одном из уполномоченных банков краткосрочный или инвестиционный кредит по ставке не более 5%. Краткосрочное кредитование предоставляется на срок до одного года, максимальный срок инвестиционного кредитования – 15 лет. Недополученные доходы банкам возмещаются напрямую из федерального бюджета.

Позитивным опытом взаимоотношений с кредитными учреждениями делятся и сами сельхозпроизводители. «Наше фермерское хозяйство специализируется на животноводстве, и мы уже пять лет сотрудничаем с банками. Мы также пользуемся продуктами Росагролизинга. Банки видят, что у нас в финансовой части все прозрачно и понятно, поэтому неплохо кредитуют наше предприятие»,— отмечает председатель АККОР Дмитрий Сальников. По его словам, кредиты на инвестиционные цели боле востребованы среди сельхозпроизводителей, чем краткосрочные займы. «Мы кредитуемся, чтобы получить ресурсы на покупку новой техники, оборудования, поголовья. Занимаясь животноводством на протяжении нескольких лет, мы научились эффективно задействовать различные формы поддержки, вошли во вкус и захотели развиваться дальше, запустить молочно-товарную ферму. На это требуются заемные средства», – рассказывает господин Сальников.

Сложности, возникающие при получении льготных кредитов, с его точки зрения, связаны с позицией самих сельхозпроизводителей. «Сегодня далеко не все фермеры готовы выполнять требования банков в вопросах финансового учета, предоставлять запрашиваемый пакет документов. Не все осознают, что банки действительно настроены выдавать займы, но им необходимо видеть финансовое состояние заемщика, его залоговый потенциал. Многие фермеры, в свою очередь, хотят работать по старинке, получая кредит наличными», – заключает председатель АККОР.

По материалам Коммерсантъ-Прикамье