МНЕНИЕ. НАШЕ ПОДСОЛНЕЧНОЕ МАСЛО НЕ ДОЛЖНО УСТУПАТЬ ОЛИВКОВОМУ.

Стараниями белгородского фермера формируется спрос на высокоолеиновые гибриды.

Выращивание подсолнечника с высоким содержанием олеиновых кислот в условиях Центрального Черноземья – перспективное направление как для крупных сельхозпроизводителей, так и для небольших КФХ. Так считает глава крестьянского фермерского хозяйства, председатель АККОР Новооскольского района Белгородской области Александр Калинин. Три года назад он начал выращивать гибрид подсолнечника. Полученный фермером опыт развевает существующие предубеждения о том, что высокоолеиновый подсолнечник дает меньшую урожайность и более затратный в производстве.

Нужна своя уникальная ниша

С Александром Калининым корреспондент журнала «Фермер» встретился на его сельхозугодиях. Идем на поле, засеянное подсолнечником. Всем своим видом оно показывает – урожайность в этом году будет отменная: ярко-желтые корзинки на растениях большие, ровные и тяжелые, а высота стебля достигает едва ли не человеческого роста.

КФХ существует с 1991 года, выращиваю пшеницу, ячмень, сою, кукурузу, подсолнечник. Почему именно такой набор культур? На этот вопрос крепкий хозяйственник отвечает так: «В нашей Белгородской области самыми маржинальными культурами являются сахарная свекла, соя и подсолнечник. Но сахарную свеклу сбывать стало трудно. Ее теперь в основном выращивают крупные сельхозпредприятия, которые имеют собственные сахарные заводы или мощные хранилища. Но это уже отдельный и специфический вид бизнеса. Соя – культура выгодная, но она капризна и не стабильна по урожайности. Устойчивую урожайность дают зерновые культуры, однако именно подсолнечник из года в год приносит наиболее стабильную и высокую прибыль. Однако в условиях Белгородской области подсолнечник в севообороте не может занимать большие площади. В противном случае нарушится севооборот, неизбежными станут истощение почвы, появление болезней и распространения опасного растения-паразита – Заразихи. В хозяйстве Калинина А.Ф. подсолнечник занимает не более 10-12 процентов, или примерно 200 гектаров, из имеющихся в распоряжении двух тысяч посевных угодий. Третий год подряд хозяйственник отдает предпочтение высокоолеиновому гибриду.

 – У меня есть маслобойня, где как для личного потребления, так и для продажи производится подсолнечное масло, – говорит Александр Калинин. – Однако рынок подсказывал, что фермерское хозяйство моего уровня должно занимать свою уникальную нишу. В частности, это могут быть вкусные и полезные продукты для здорового питания. Изучив конъюнктуру рынка, пришел к выводу, что таким продуктом может стать высокоолеиновое масло из семян гибридов.

Качество полученного нерафинированного подсолнечного масла превзошло самые смелые ожидания – оно ароматное и густое, не горит при жарке, его можно многократно и экономно использовать при приготовлении жаренных блюд, в том числе и на предприятиях общепита. Что интересно, попробовав один раз такое масло, покупатели уже не желают приобретать другое и едут за ним в хозяйство Александра Федоровича даже из других регионов.

Все дело в том, что в отличие от «обычного» подсолнечника, где преобладает линолевая кислота, семена гибрида содержат масло, которое на 85 и более процентов состоит из жирной олеиновой кислоты. Именно она составляют также основу дорогостоящего и крайне ценного по своим диетическим свойствам оливкового масла.

Но наше масло не уступит оливковому, – отмечает глава КФХ. – Разве что витамина Е в нем поменьше. Но с другой стороны, к оливковому маслу надо привыкнуть, его вкус нравится немногочисленным гурманам, да и цена до 1500 рублей за литр зачастую может отпугнуть самого стойкого приверженца.

Сегодня вся проблема этого новаторского, для Центрального Черноземья, продукта, сводится к одному – рынок высокоолеинового масла еще не сформировался, а большинство покупателей не только не знают о его полезных свойствах, но даже не догадываются о его существовании. Впрочем, рынок не стоит на месте, и все больше потребителей обращает внимание на продукты здорового питания, к которым, несомненно, можно отнести и высокоолеиновое масло. Внимание на него в последнее время стали обращать и крупные маслоперерабатывающие производства.

Понятно, что в условиях зарождающегося рынка первопроходцы снимут самые жирные сливки, но пока белгородский фермер Александр Калинин вынужден сдавать ценнейший продукт, по цене «обычного» подсолнечника.

В прошлом году урожайность составила 27-29 центнеров с гектара, а в этом, за счет более благоприятных погодных условий, ожидается от 32 до 35 центнеров. А главное, мой опыт доказывает, что для выращивания высокоолеинового подсолнечника не надо менять технологию, производственные затраты не становятся выше, а урожайность не хуже, а порой даже и лучше, чем у линолевого подсолнечника.

Еще есть бонус за сохранность

С 2011 года постепенно начал осваивать нулевую технологию, и теперь полностью перешел на нее, – говорит глава хозяйства. – Решение принял, чтобы сохранить почвенный слой от эрозии, чтобы сберечь родную землю. У нас ведь на Белгородчине большинство полей – это склоны от 3 до 7 градусов. Другая причина – крайне нестабильными в последнее время стали осадки. А нулевая технология за счет покровного слоя мульчи позволяет давать всходы даже при минимальном уровне осадков – до трех миллиметров. Когда я по классике работал, бывало, что подсолнечник до июня не давал никаких всходов. Пока дождь не пойдет. Но нельзя нам, крестьянам, надеяться только на погоду.

Когда был собран первый урожай высокоолеинового подсолнечника гибрида, то неожиданно выявились и другие его положительные качества, которые самым благоприятным образом влияют и на экономику хозяйства, и на возможность маневрировать со сбытом выращенного урожая. Все дело в том, что в отличие от «обычного» линолевого, высокоолеиновый подсолнечник слабо подвержен окислению, и это его свойство трудно переоценить.

Если пройдут сильные дожди, то семена подсолнечника с высоким содержанием линолевой кислоты даже на корню будут подвержены окислению. Что уже говорить, если эту семечку сложить в бурты. При влажности 9 процентов через месяц он начнет греться, а мой высоколеиновый – только через 2,5 месяца. Но за это время я его всегда успею продать его без повышения кислотности, за которую покупатели снижают цену. Порой бывает необходимо убрать подсолнечник даже при 15-процентной влажности. Но и в этом случае моя семечка может продержаться до 4 суток, а за это время ее можно переворошить, подсушить и сохранить для последующей реализации. Так что экономию на операции сушки тоже нельзя сбрасывать со счетов.

Александр Федорович Калинин человек неравнодушный и разносторонний, он не только фермер и председатель районной АККОР, он увлекается еще и историей, краеведением, пишет статьи и книги на эту тему. Не зря ведь говорят, что талантливый человек, талантлив во всем. Земля отвечает отзывчивостью к тем, кто ее по-настоящему любит. «Когда работаю на земле ощущение благодати, как будто я в храме нахожусь», – сказал фермер-подвижник».

Вот так живет и работает фермер Александр Федорович Калинин: экспериментирует, выращивает зерно и семечку, заботится о сохранении почвенного плодородия и о здоровье потребителей своей замечательной продукции.

 

Автор: Григорий Джейранов

Источник: Журнал «Фермер. Черноземье» Август 2019