КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ПОЗИЦИЯ ОМБУДСМЕНОВ: МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ МАЛЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НУЖНО РАСШИРИТЬ

Малые сельхозпроизводители в плане господдержки продолжают оставаться в неравноценном положении по отношению к крупным агрохолдингам, и это тормозит как развитие сельского хозяйства, так и решение социальных проблем на селе. Об этом говорится в материалах очередного ежегодного доклада Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова.

Самым  удобным видом поддержки для малых форм хозяйствования сегодня является субсидирование на гектар посевных площадей. Это действенный механизм, компенсирующий рост издержек. Однако, доступ к данному виду поддержки у малых хозяйств затруднен. По данным АККОР, в 2019 году несвязанную поддержку в России получили всего 8,7% фермеров, в 2020 году – 8,2%, в 2021 году – 11%.

«В 2021 году снижение количества КФХ, получивших субсидии на гектар по сравнению с 2020 годом, наблюдалось в 30 регионах страны. Данный вид поддержки обременен большим количеством связывающих условий, выполнение которых ведет к увеличению затрат фермеров. Считаю, здесь все дополнительные требования нужно отменить и ограничить перечень документов отчетом об уборочной площади за предыдущий год и заявлением на получение поддержки», озвучил общественный омбудсмен по сельскому хозяйству, президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Владимир Плотников. 

Также по данным АККОР, не более 10% фермеров получают льготные кредиты, а в период посевной 2022 года льготные кредиты малым формам хозяйствования стало получать сложнее. Банки предъявляют завышенные требования по залогу и финансовой отчетности.

Помимо этого, Борис Титов обратил внимание на то, что небольшим КФХ сложно получить субсидирование проектов мелиорации в рамках Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения. Критерии отбора, отраженные в приказе Минсельхоза России от 16.08.2021 № 569, сформированы таким образом, что количество баллов находится в прямой зависимости от площади проекта. (В 2021 году только 0,66% средств, предусмотренных на данную цель, были получены фермерскими хозяйствами.) По этой причине темпы ввода неиспользуемых земель в оборот замедляются. В докладе бизнес-омбудсмена предлагается скорректировать критерии, установив в рамках программы квоту для малых форм хозяйствования (по аналогии с льготным кредитованием).

В докладе также констатируется проблема со своевременным освоением грантов, выделяемых на развитие малым формам хозяйствования. Фермеры и сельскохозяйственные кооперативы, получившие гранты на строительство объектов, третий год подряд испытывают сложности с их освоением в установленный срок. Причины – сначала пандемия, а затем санкции, которые повлекли за собой увеличение сроков поставки строительных материалов и оборудования. Гибкий механизм продления срока реализации грантовых проектов отсутствует, поэтому в отношении КФХ все чаще проводятся прокурорские проверки, завершающиеся предъявлением требований о возврате средств в бюджет. В докладе Титова предлагается дать сельхозпроизводителям, получившим гранты, возможность продлять сроки реализации проектов на 1 год в заявительном порядке. Для этого потребуется внести изменения в Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 года № 717 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

В докладе отмечается, что фермеры лишены возможности конкурировать с агрохолдингами и на торгах земельными участками сельхозназначения, находящимися в государственной собственности. Возможности предоставления КФХ таких участков без проведения торгов действующее законодательство не предусматривает. Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России ежегодно ставит данную проблему на фермерских съездах, однако вопрос до сих пор не решен. Предлагается дать такое право крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые работают не менее одного года, и члены которых проживают в сельской местности.

Еще один блок проблем аграриев связан с внедрением государственных информационных систем. В частности, с 1 сентября 2022 года все сельхозпроизводители, независимо от масштабов оборота, будут обязаны вносить в федеральную государственную информационную систему «Зерно» данные при приемке, отгрузке, перевозке и реализации зерна с оформлением сопроводительных документов на него или продукты его переработки. Причем данные по весу зерна в разрезе культур, полей и мест хранения потребуется вносить ежедневно.

«Однако мелкие фермерские хозяйства, как правило, не располагают материально-технической базой для выполнения всех требований системы, - подчеркивает Борис Титов. - В 2021 году стоимость строительства новой весовой составляла около 4 млн. руб. Плюс расходы на подведение к ней электричества и интернета, плюс оплата труда квалифицированного работника. В организационном плане это тоже весьма хлопотно. Монтаж оборудования и внедрение системы будут проводиться практически с началом сева, когда разбираться во всех тонкостях времени у производителя не будет». В докладе предлагается отменить внедрение системы ФГИС «Зерно» для сельхозпроизводителей, чьи посевные площади не превышают 500 гектаров.

Дополнительным административным барьером для малых производителей является федеральная государственная информационная система прослеживаемости пестицидов  и агрохимикатов (ФГИС ППА), которая должна заработать с 1 сентября 2022 года. С этого времени мелким фермерам придется контролировать хранение, транспортировку и применение даже незначительных объемов пестицидов и агрохимикатов внутри своих хозяйств, отчитываясь о всех действиях. Омбудсменом предлагается снизить требования по участию в системе для малого бизнеса,  отложив для него сроки обязательной регистрации в ФГИС до внесения поправок в закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

По материалам ТАСС