ОТЧЕТ ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ СОЮЗА АЛТАЙСКИХ ФЕРМЕРОВ ЗА 2020 ГОД

В апреле 2021 в Алтайском крае в рамках конференци союза Алтайских феремеров был заслушан отчет об итогах союза КФФ за 2020 год. В мероприятии приняли участие  заместитель председателя Правительства Алтайского края А.Лукьянов, заместитель председателя Алтайского краевого Законодательного Собрания С.Серов, заместитель министра сельского хозяйства Алтайского края по растениеводству Н.Халин, заместитель министра сельского хозяйства Алтайского края по экономики С. Межин, заместитель министра сельского хозяйства Алтайского края Ю. Лукьянов, начальник отдела кадровой политики, науки и учебных заведений Министерства сельского хозяйства Алтайского края Е.Быкова, начальник Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры А.Евстигнеев, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае А.Осипов, руководитель Алтайского центра недвижимости и государственной кадастровой оценке А.Франк, заместитель начальника управления имущественных отношений Алтайского края М.Бокий, и.о. начальника отдела государственной кадастровой оценки КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» О.Масленникова, руководитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай А.Миронов, заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и РА А.Самсонов, директор Алтайского филиала АО «Россельхозбанк» Н.Бойко, исполнительный директор союза крестьянских хозяйств Алтайского края А.Вайс.

 Не смотря на возникшие трудности фермерский сектор, не только выдержал, но и наращивает свое присутствие в аграрном бизнесе Алтайского края. Фиксируется устойчивость в производстве, обновляется технический потенциал, создаются рабочие места, осваиваются новые технологии.

За последние пять лет объемы производства продукции в К(Ф)Х, выросли на 40%. Это значительно превышает темпы роста в иных сельхозорганизациях.

Обрабатывая 27% пашни в регионе, фермерские хозяйства производят 36% зерновых и зернобобовых культур, в том числе: 47% - гречихи, около 40% - подсолнечника.

Поголовье крупного рогатого скота в фермерском секторе возросло в 1,5 раза. Производство молока увеличилось почти в 2 раза, мяса – в 1,5 раза.

На 32-м Съезде фермеров России было отмечено, что аппарат АККОР в тесном взаимодействии с региональными объединениями фермеров достиг значительных результатов в решении проблемных вопросов, влияющих на деятельность сельхозпредприятий.                                                                               

  Благодаря активной позиции объединения, непосредственно В.Плотникова, Госдумой был принят многострадальный закон о КФХ. Более тридцати лет фермеры вели деятельность в постоянном страхе их ликвидации. Из-за неопределённости статуса фермеры были вынуждены перерегистрироваться в иные формы. Теперь они могут спокойно вести свою деятельность, увереннее строить планы на будущее.

Внесены изменения в Налоговый кодекс, в соответствии с которым для плодово-ягодной продукции устанавливается льготная ставка НДС в размере 10%.

Активно ведется работа по земельному законодательству. Сегодня, из-за несовершенства закона все желающие, даже совершенно далекие от сельхоздеятельности, участвуют в конкурсах на право аренды земли. Они взвинчивают цены, а после отказываются в пользу сельхозпредприятий за определенные отступные. Это становится настоящим бедствием для селян, а для кого-то возможность вполне законным путем за счет крестьян набить себе карманы. Надеемся, что мы будем услышаны, и сельхозпредприятия получат приоритетное право без торгов продолжать деятельность на арендованных землях.

К Алтайским законодателям мы обращались по вопросу исключения сельхоз техники, задействованной в производственных процессах, из налогооблагаемой базы.

Как известно, транспортный налог основа бюджета для строительства и ремонта дорог общего пользования. Самоходные косилки, опрыскиватели передвигаются по полям и не наносят ущерб дорогам с твердым покрытием и логично такую технику не облагать налогами. Депутаты согласились с этим, но, к сожалению, окончательного решения нет.

На Съездах АККОР и на иных форумах крестьяне постоянно поднимали темы несправедливых тарифов на электроэнергию. Почему-то для аграриев кВт/ч стоит 7-8 р.,  для промышленности в пределах 4-4,5 р., для населения в пределах 3-3,5 р. кВт/ч. Сельхозпредприятия платят практически в 2 раза больше, чем иные потребители. Значительно разнятся тарифы и среди регионов. Здесь Алтайский край в десятке лидеров.

Ситуация изменилась после Госсовета при Президенте в декабре 2019 года, где было поручено электроснабжающим предприятиям определить механизм снижения стоимости электроэнергии для сельхознужд. В разработку механизма включился Минсельхоз РФ. Надеемся, что в ближайшее время будет принято решение о выравнивании значительных колебаний стоимости электроэнергии для различных потребителей.

На протяжении нескольких лет мы добивались сокращения дополнительных требований при получении господдержки. В прошлом году нас услышали. В нормативных документах Минсельхоза РФ произошли значительные изменения для грантополучателей.

-с этого года сокращены требования по созданию рабочих мест;

-предусмотрена возможность корректировки целевых показателей проекта в ходе его реализации;

-увеличена сумма и расширены направления использования грантовой поддержки. Эти изменения делают гранты более привлекательными.

Чего не скажешь о погектарной несвязанной поддержке. Количество желающих участвовать в программе сокращается из-за нарастающей постоянной дополнительной нагрузке при ее получении. В прошлом году такой господдержкой воспользовались менее 1000 сельхозпредприятий – это лишь 1/3 представителей малого аграрного бизнеса. В этом году по данным Минсельхоза края заявились лишь 600 желающих, по тому, как появились еще более жесткие требования.

Еще год назад субсидии, пусть и не значительные поступали крестьянам до посевной. На них можно было приобрести ГСМ, запчасти.

Сейчас на эти цели фермер должен взять кредит, по тому, как субсидии будут выплачиваться в июле-августе, после подтверждения затрат.

Такой подход более комфортен для распорядителей господдержки, но более затратен для их получателей.

Абсолютно разгромным стало введенные два года назад требования использования районированных семян. Автор, возможно, решил за счет сельхозпредприятий поддержать отечественную селекционную науку, но, к сожалению, не учел, что сегодня на рынке присутствуют семена не отраженные в реестре для применения, но с более значительным потенциалом по продуктивности. И возникает дилемма либо получить субсидию на гектар в пределах 200 рублей и использовать районированные семена с потенциалом 15-20 центнеров с гектара, либо отказаться от господдержке и посеять импортные, при этом получить в пределах 40 центнеров.

Мы хотели бы пользоваться отечественной продукцией, но одними ограничительными мерами за счет крестьян науку не поднимешь. Для этих целей нужны иные комплексные программы.

Хочется отметить, что благодаря слаженным действиям специалистов нашего профильного ведомства, предусмотренная господдержка оперативно доходит до конечного потребителя. Конструктивное взаимодействие Минсельхоза с Правительством края позволяет привлечь из Федерального бюджета, на нужды аграрного комплекса, максимально возможные суммы субсидий. За что им огромное спасибо.

Один из самых болезненных вопросов – кадровый, здесь целый шлейф нерешенных проблем и начинать их решать нужно со школы.

Согласно статистике, в крае 650 вакантных мест на должности специалистов высшего и среднего звена. Потребность в рабочих профессиях превышает 2500 тысячи.

На этом фоне, в этом году профильный ВУЗ заявил о наборе 630 студентов на очное обучение.

Из них лишь 124 предусмотрено готовить для сельхозпроизводства: 50 агрономов, 50 зоотехников и 24 ветврача. И более 500 студентов набирают для лесной и перерабатывающей промышленности, землеустройству, декоративного садоводства.

Накануне собрания были проведены консультации с Минсельхозом, университетом, почему так происходит. Пришли к выводу, что такой расклад получается и по причине отсутствия активности самих сельхозпредприятий, по тому как набор студентов производится на основе предложений самих фермеров а государство компенсирует 80% затрат сельхозпредприятиям, связанные с процессом обучения студентов и дополнительно выплачивает компенсацию в размере 300 тысяч рублей при трудоустройстве студентов. Сегодня и фермер как самый заинтересованный в обновлении кадров платит достойную, даже по городским меркам заработную плату, а многие обеспечивают специалистов и жильем и другими благами.

Но по-прежнему происходит массовая миграция из сёл. Прежде всего, по причине отсутствия жизненно необходимых коммуникаций, достойного медицинского обслуживания, наличия полнокомплектных школ, детских садов, мест досуга, благоустройства.

В прошлом году во все отрасли АПК трудоустроились лишь 67 выпускников высших заведений и 33 из профтехучреждений. При такой динамики вакансии будут закрыты лишь к 2030 году.

Этот процесс можно ускорить при согласованных действиях фермера, образовательных учреждений, начиная со школы и административного ресурса.

В Алтайском крае наработан положительный опыт взаимодействия фермеров с высшими и средними образовательными учреждениями. Из-за отсутствия необходимой базы в учебных заведениях, студенты проходили производственную практику в технически оснащенных фермерских хозяйствах, где  многие оставались после учебы работать.

С 1 января вступил в силу Федеральный закон Министерства образования № 273-ФЗ, согласно требованиям которого, практические занятия возможны лишь в специализированных предприятиях, к которым фермеры не относятся. Необходимо отменить эту абсурдную норму, в этом заинтересованы не только фермеры, но и образовательные учреждения.

Галопирующие цены на продукты питания, металл, удобрения никого не оставляют равнодушными. Сельхозпредприятия также не перестают удивляться небывалым ценам, особенно на масленичные культуры. Бытует мнение, что происходит выравнивание внутренних цен к уровню мировых.

По причине низкой покупательной способности населения, государство решило принять экстренные меры в регулировании ценовых параметров на продукты питания и в том числе сельхозпродукцию.

Введены ограничительные пошлины, определены предельно допустимые закупочные цены на зерно на уровне 200 долларов за тонну. Кстати, это значительно ниже мировых.

При этом аналитики посчитали выпадающие обороты сельхозпредприятий на уровне 210 миллиардов рублей.

Правительство заверило, что суммы от таможенных сборов пойдут на компенсацию затрат сельхозпредприятиям и уже озвучена на эти цели примерная сумма - 40 миллиардов рублей (500 рублей за тонну зерна) примерно 1/5 от потерянного оборота.

На съезд фермеров России пригласили производителей удобрений с просьбой дать объяснения увеличению стоимости их продукции к уровню прошлого года на 40 и более процентов. После, Министерство сельского хозяйства предложило определить им квоту для поставки удобрения на внутренний рынок по льготным ценам.

Производители удобрений не согласились с предложением фермеров и  Минсельхоза.

Они усматривают в желании ведомства, привожу дословно: «Создать для ряда сельхозпредприятий «дополнительные необоснованные выгоды с целью дальнейшего роста их маржинальности, за счет финансовых потерь производителей минеральных удобрений и что это не рыночные отношения и нарушаются правила мировой торговли».

Примерно такой же ответ получили и от металлистов, где произошло увеличение стоимости металла более чем в 2 раза в одно время на всех предприятиях.

Нефтяники на фоне снижения мирового потребления нефтепродуков умудряются объяснить повышение цен на ГСМ на внутреннем рынке.

Действия монополистов нарушают все основы рыночных отношений, отраженных еще в «Капитале» К. Маркса. Как известно спрос рождает предложение. На фоне мирового кризиса и снижения спроса, у нас цены растут на всё, без всяких ограничений со стороны государства. При таком подходе сельское хозяйство не только не сможет конкурировать с зарубежными коллегами, но и скоро встанет вопрос о его дальнейшем существовании.

Мы поддерживаем заботу Президента и правительства о населении страны, но для достижения определенных государством целей на рынке продовольствия необходимо влиять, в равной степени, на все отрасли, задействованные в этом процессе.

Развитие предприятий без привлечения инвестиций невозможно.

Для достижения этих целей Союз заключил соглашение с Россельхозбанком. Кредитные ресурсы становятся более доступными, особенно для членов объединения. Предлагаются новые интересные механизмы взаимодействия вне банковской сферы.

Более подробно об этом расскажет Николай Бойко. Чтобы отношения были более доверительными, Н. Бойко ввели в состав Совета объединения, это стало примером для иных регионов.

Хочу отметить молодую, но успешно развивающуюся финансовую структуру, созданную при Управлении поддержки предпринимательства - «Фонд микрозаймов». Фонд востребован и очень пластично реагирует на требования рынка финансовых услуг для малого бизнеса. Особенно значительные изменения произошли в фонде в прошлом году, в том числе учтены и наши инициативы. Появились льготные процентные ставки для наиболее пострадавших направлений бизнеса, скорректировали требования по залогу, а так же стало возможным использовать гарантийный фонд для обеспечения займов.

Являясь членом комиссии фонда микрозаймов заверяю, что поступившие заявки оперативно реализуются. В прошедшем году большая часть заявок рассматривалась дистанционно и это не стало препятствием для оперативного принятия решений.

Семь лет назад АККОР с Росагролизингом подписали соглашение о поставки техники для нужд малого бизнеса на льготных условиях, на основе рекомендации фермерского объединения: без первого взноса, с отсрочкой платежа на 6 месяцев, при этом удорожании составляет не более 3% в год.

За это время члены Союза, получили в пределах 200 единиц техники, на сумму более 600 миллионов рублей, Алтайский край один из лидеров в стране по этим показателям. Это весомый вклад в техническом оснащении.

Время для информации о деятельности Союза истекло, что не сказано о проблемах и достижениях после озвучат фермеры, они живут в селе, знают проблемы и возможно предложат пути их решения.

Мы понимаем, что волнующие фермеров проблемы ежесекундно не решить. Многие из них лежат в плоскости иных компетенций. Главное определить вектор совместных действий для достижения поставленных целей.

Надеемся, что сегодняшний диалог будет полезен для всех участников. Мы все заинтересованы в наращивании объемов производства, увеличении доходности не только своих предприятий, но и всех причастных к нелегкому крестьянскому труду. Это наша общая обязанность и задача на ближайшие годы.

Александр Вайс